Загадочный тендер

Ох, сегодня хотелось бы поднять одну очень сложную тему. Сложная она потому, что выяснить кто прав, кто виноват вряд ли удастся. Расскажу на примере конкретного клиента, с которым мы так и не сработались. Забегу вперед — по моей информации заказчик не сработался ни с кем. Называть по традиции клиента не буду, с этической точки зрения.

Итак, ближе к сути. Звонит мне некая барышня и говорит:

«Я нашла на вашем сайте информацию, что в вашей компании есть направление web-программирование. В частности, меня интересует занимаетесь ли вы созданием сайтов. Нам необходимо создать корпоративный сайт, с В2B каталогом, мы планируем выходить на российский рынок. Кроме того, у нас многие линейки товара не меняли этикетки с момента, как вымерли динозавры и хотелось бы провести некий ребрендинг. И еще – нас интересует СММ продвижение. Мы проводим тендер и хотели бы чтобы вы поучаствовали».

Сразу скажу, что клиент немаленький. Это не просто «купи-продай», а производитель, у которого имеется на территории Донецка промышленные мощности, продукцию, которую они производят в принципе не стыдно продвигать. Так как клиент денежный, то можно задействовать весь потенциал дизайнеров, развернуть достойную СММ компанию, предложить интерактивные примочки и т.д.

Зачастую, среднестатистический клиент, обращаясь в web-студию НАСКА, просит сделать сайт по минимуму, так как война, короновирус, мировой кризис и т.д. Верстать такие однотипные скучные сайты неинтересно – дело не в финансовой выгоде, а в творческой реализации. Создание сайтов – это творческий процесс, и когда художника ограничивают и говорят: «А можно использовать холст 5х5 см, и взять только две краски, а можно сэкономить на кисточках и нарисовать что то пальцами», то у художника случается депресуха.

Поэтому, когда поступило предложение поучаствовать в тендере создания сайта крупной компании, я с удовольствием его принял.

Собрал за столом всех своих: дизайнера, программистов, СММщиков и выдал каждому задание для создания концепции.

Программистам дал задание представить варианты платформы, на которой можно развернуть сайт и В2В каталог.

Изначально заказчик хотел сделать сайт на Битриксе, но как по мне это решение не совсем оптимальное. Битрикс-программисты стоят дорого, а преимуществ эта платформа не дает по сравнению с Open Source решениями.

СММщиков попросил дать реальные цифры трудозатрат, при которых можно раскрутить бренд в соцсетях.

Дизайнеру, он же по совместительству концепт-менеджер, дал задачу придумать концепцию сайта, дизайн и т.д.

Сам сел просчитывать все мероприятия и стоимость конечного продукта.

За несколько дней было что обсудить.

Программист остановился на WooCommerce платформе и было решено предлагать клиенту самое популярное решение с максимально доступным потенциалом обновлений. Архитектурно реализация каталога не представляла особой сложности, да и технически глубина вкладок вполне могла реализоваться даже типовым функционалом.

Задумка дизайнера заключалась в том, чтобы каждую страницу сайта сделать в виде тематических инсталляций. Каждой инсталляции дизайнер сделал ориентировочный образ второстепенного героя, который должен возглавить определенную линейку продукции. Все герои должны подчиняться самому главному герою – лицу компании – фирменному персонажу.

Специфика бизнеса клиента такова, что до сих пор не понятно, как они сами не пришли к тому, чтобы создать или хотя бы задуматься о создании фирменного персонажа, ведь это не просто имиджевый элемент, а устойчивый образ представителя бизнеса, с помощью которого осуществляется контакт с целевой аудиторией. Фирменный персонаж призван вызвать в сознании покупателя ассоциации с предлагаемым товаром. Мировая практика показывает, что весь схожий бизнес, т.е. такой же как у клиента, успешно работает именно таким путем. Зачем изобретать велосипед, если его изобрели до тебя и оно работает.

Кроме того, такой подход значительно облегчал работу СММщикам. Посетители соцсетей не хотят читать нудные нравоучительные тексты, они хотят видеть яркую красивую картинку, поднимающую настроение, с маленьким комментарием, тезисом, высказыванием. С предложенной концепцией можно было очень круто стартануть по соцсетям.

Короче, собрали все свои мысли в один документ буквально за неделю и командой поехали на презентацию.

Встречает нас барышня, которая приглашала принять участие в тендере и провожает в конференцзал, где сидит генеральный директор.

И вот идет презентация концепта, а генеральный директор сидит, уткнувшись в свой телефон и возможно выбирает отель, куда он поедет на отдых, или изучает новинки авторынка. Проще говоря, не спит и на том спасибо.

Подходит время слово держать дизайнеру. Молодая девочка, звонкий голосок, приятной наружности начинает показывать труды своего творчества. На экране всплывают шикарные инсталляции, яркие аппетитные герои, она рассказывает о мировых тенденциях. И тут генеральный директор поднимает глаза и говорит по смыслу следующее:

«Все это очень интересно, что вы рассказываете, но оно мне не тарахтело. Я вижу в вас – центр затрат, на которые я не готов идти. Да, у меня есть конкуренты, но нас всего лишь двое на весь Донецк и в принципе нам удается делить рынок и нам не тесно. Схожие товары, которые завозятся из РФ имеют большую стоимость, так как включают в себя дополнительные транспортные и таможенные расходы. Хотелось бы больше зарабатывать? Да! Но и сейчас я чувствую себя неплохо. Я живу под девизом: тише едешь – дальше будешь. Я нахожусь сегодня в зоне своего комфорта».

Девочка дизайнер не выдержала, ей стало обидно, что она вложила душу в презентацию, а ей сказали, что все это ху#ня, и она выпалила:

«Сейчас у вас может и нет конкуренции, но тот второй конкурент, о котором вы говорите может же начать активное наступление и потихоньку узурпировать рынок, необходимо же быть начеку».

Желваки на лице генерального директора заиграли, когда дизайнер назвала имя конкурента (мы ведь, готовясь к встрече собрали информацию и о целевой аудитории, и о конкуренте). По эмоциям, было видно явно, что конкуренция есть и немаленькая, и что конкурент вызывает явное раздражение, портит нервы, так как действительно ведет ползучее наступление. Но все так как есть и точка.

После презентации с нами никто не связался, и мы позвонили сами узнать, какое решение было принято. Нам сказали, что у нас очень высокая цена и из-за цены мы вряд ли станем победителями. Ох, как часто я слышу эту фразу и как часто к нам потом приходят с просьбой все исправить. Короче, мы подумали, что выбрали другого подрядчика. И вот через год после этой презентации девочка дизайнер захотела посмотреть кто же сделал сайт этой компании и на каком дизайне, на каких инновационных решениях был осуществлен выбор.

Барабанная дробь…

А сайт не создан. Не сделано ничего! Нет дизайна, нет В2В каталога, нет СММ раскрутки по сетям.

Как там сказал генеральный директор: «А меня все устраивает».

Вот теперь попытаюсь объяснить, а что же это все-таки было такое? Зачем люди тратили свое время и наше и еще кучи других web-команд, если не произошло НИЧЕГО.

Если спросить мнение девочки дизайнера, которая мыслит творческими понятиями, то она скажет, что это самодурство в чистом виде! Я же человек, который мыслит стратегически, оперирует цифрами и бизнес-понятиями, вижу ситуацию немного иначе.

Для того чтобы понять всю суть, необходимо рассказать о барышне, которая приглашала нас на тендер. Это топ-менеджер, который находится близко к ушам генерального директора. И если генеральный директор уже в возрасте и его все устраивает, то эта барышня молода, полна сил, в ее голове роится много мыслей, идей по продвижению компании на рынке в Донецке и за его пределами, она хочет чтобы ее заметили, она карьеристка в хорошем смысле этого слова. И вот этой барышне хочется сайт, ей хочется движения, узнаваемости бренда, она когда-то имела подобный опыт и знает, как это работает и какой выхлоп можно получить. И вот эта барышня ходит и капает на мозги генеральному директору… давайте сделаем это, давайте развиваться. Капает она на мозги регулярно, но аккуратно не перегибая палку, чтобы не пасть в немилость.

И некоторые ее походы не увенчиваются успехом. Она приходит к генеральному директору и говорит: «У нас на этикетке продукции изображена ….(завуалируем дабы не раскрыть клиента)…..тяпка, косынка и вставная челюсть. Тяпка – это не модно. Косынка – это скучно. Вставная челюсть – ну это вообще пи#дец. Продукцию с таким рисунком никто не будет покупать». А гендиректор ей отвечает: «Ты что…ты ничего не понимаешь… это серия ностальжи, это классика».

Некоторые походы и капанье на мозг приносят плоды. Беспроигрышным вариантом является, когда она приходит и рассказывает, что сделали конкуренты и генеральный директор, стукнув по столу кулаком, тут же соглашается сделать нечто подобное.

В случае с созданием современного продвинутого корпоративного сайта – она потерпела фиаско. Как я понимаю уломать гендиректора на рывок вперед она не смогла.

И вот тут нужно сделать ремарку. Не подумайте, что я полностью на стороне этой барышни-новатора и полностью против гендира.

Мне понятна позиция каждого.

Гендир – думает, что барышня – это скучающий менеджер, который хочет выслужиться при этом потратив деньги компании.

Барышня – думает, что гендира покрыло паутиной и плесенью и его нужно расшевелить иначе компания пойдет ко дну.

Кто из этих двоих прав?

Я не буду делать своего вывода, постарайтесь сделать его самостоятельно)