Не так давно нашей компанией был подписан договор на внедрение системы 1С на одном предприятии Донецка и начат проект, который является продолжением одной давней, но очень увлекательной истории. Эту историю мы хотим Вам поведать, дорогие наши читатели. История эта про организационные изменения, а если быть точнее, про то как сложно их осуществлять.
В 15 году у нас был клиент, с проектом внедрения 1С УТП. Клиент достаточно крупный, предприятие, очень узнаваемое в Донецке, поэтому мы очень трепетно отнеслись к этому проекту.
Со стороны клиента — большое предприятие, коллектив во главе с амбициозным директором, с нашей стороны – высококвалифицированные программисты 1С, аналитики 1С, руководитель проекта – что еще нужно для успеха.
Но безусловно, мы бы сейчас про это не рассказывали, если бы все было так шикарно.
Как это часто бывает не только с внедрением ERP систем, автоматизацией на крупных предприятиях, да и в целом со всеми ИТ – проектами, начали за здравие, а закончили как придется. Вроде бы все шло по плану, описание бизнес-процессов прошло быстро и без сучка, документ получился подробный и грамотный (клиент до сих пор пользуется им, как «библией», описывающей его бизнес в «правильном прохождении процессов»).
Но дальше… что-то пошло не туда… Положив руку на сердце, сложно сказать какие из ошибок оказались фатальными и на чьей стороне их было больше: на нашей или на стороне заказчика: где-то мы не дожали, где-то клиент не обратил внимания, но внедрение было очень болезненным, похожим на операцию без наркоза.
Когда корабль под названием система 1С начали спускать на воду, оказалось, что всё не так, и всё не то: не того цвета паруса, экипажу не комфортно в каютах. Выражаясь техническим языком — не тот функционал, который ожидал заказчик, не те данные, которые нужны для старта. Что-то доделывали, что-то переделывали и все это уже на спущенном на воду корабле. Персонал обучали и дообучали. Все возможные весла переломали и наконец, в то время, как система окончательно запустилась и должна была передаваться на сопровождение, нервы заказчика дрогнули, он сделал СТРАШНОЕ. Он взял себе штатного программиста 1С.
В общем на этом первая часть истории нашей завершена – дальше заказчик пошел в дальнее плавание со штатным программистом 1С, высадив нас со своего корабля.
Было обидно и даже очень. Но мы пережили, как говорится в нашей любимой пословице: «За одного битого двух небитых дают».
Прошел 15, затем 16 год, 17, 18, 19 год – пять лет! Звонок. Гендир того самого клиента зовет в гости попить зеленого чайку. Конечно приехали.
А теперь вторая часть увлекательной истории.
За пять лет, что мы не виделись, заказчик серьёзно расширил свои горизонты: обзавелся складами, собственным производством и много-много еще чем. Ну и понятное дело, что 1С УТП давно перестала вмещать его все потребности. Решили внедрить 1С:ERP.
Стал вопрос: кто будет внедрять? Конечно же штатный 1Сник, который уже есть под рукой. Даже план составили, и пошли, и пошли …и идут, и идут. И вот уже полгода как идут, пользователи ненавидят 1Сника. 1Сник ненавидит пользователей. Все вокруг виноваты. Все по очереди ходят ругаться к гендиру. Понять кто виноват, невозможно. А проект как стоял, так и стоит. Программист 1Сник говорит, что «всё давно сделал». Пользователи – что ничего не сделано, пользоваться этим невозможно и требуют казнить 1Сника.
И вот, говорит нам гендир нашего бывшего клиента: «А ВЫ НЕ ТАКИЕ УЖ И ПЛОХИЕ РЕБЯТА…»
Было больно, было с кровью, было нервно, было дольше чем мы ожидали, но вы запустили систему, и она у нас проработала 5 лет. И мы в ней работали, развивали ее, вместе с ней рос наш бизнес! Вы запустили систему!
А сейчас мы попытались запустить сами – не идет и все, стоит как вкопанный столб. И главное же, все вроде есть, и план и штатный 1Сник, а непонятно, почему не запускается.
Химия не происходит, в общем. Реагента не хватает.
Так, через пять лет после якобы неудачного по всем пунктам внедрения, клиент попробовал повторить нашу работу и понял, ого, а это оказывается сложно. Не просто сложно – не понятно, как? Как сделать чтобы это все завелось?
И пришел к нам. Произошла переоценка всей выполненной раньше работы с новой точки зрения. Это очень приятно. И накладывает совершенно особые требования к нам. Ну а мы тоже выросли за 5 лет, многое поменяли, многое осознали, поменяли и процессы, и люди приобрели новый багаж опыта.
Такая история сотрудничества, длиной в 5 лет. С любовью, ненавистью, расставанием, забвением, и новой встречей.
7 шагов для успеха проекта 1С своими силами.
История, которая была повествована выше – это история одного клиента, у Вас может быть своя собственная история, и возможно Вы все же решите осуществлять внедрение системы 1С своими силами. По каким-то причинам Вы захотите, чтобы внедрение осуществлялось штатным специалистом. Допустим Вы какое-то государственное учреждение, которое уже имеет штатного 1Сника, а бюджетных средств не выделяют под специализированную организацию. Да, будет очень сложно, но возможно. Давайте попробуем обозначить перечень ключевых моментов, на которые нужно обратить особое внимание.
Начнем с штатного программиста 1С — он может на самом деле быть программистом 1С, аналитиком 1С, консультантом 1С, внедренцем 1С в одном лице и возможно еще кем-то. Безусловно найти такого высококвалифицированного специалиста в Донецке сегодня будет практически нереально, но все-же давайте представим такую ситуацию, что Вам несказанно повезло. Вы его наняли, и поручили «сделать хорошо». ОК, будем разбираться с тем, что есть.
- Это проект, и у него должен быть руководитель проекта. И руководитель проекта должен выделять время и силы на управление проектом и доведение его до успешного внедрения. И это не программист 1С. Скорее всего, руководителем проекта должен стать один из руководителей предприятия, максимально заинтересованный в результате, обладающий не только волей, но и властью.
- Среднестатистический штатный программист 1Сник – это распространённый вариант, когда система уже существует и ее необходимо только поддерживать. Но для запуска нужен программист 1Сник, ориентированный на результат/проект, который имел опыт внедрения и участвовал в крупных проектах в команде.
- Сформулируйте максимально четко результат проекта. Например, система должна работать так то, из нее должны выставляться счета, в ней должны формироваться первичные документы. Пользователи могут выполнять в ней свою ежедневную работу, а руководство может получать такие вот и такие отчеты.
- Теперь результат разбейте на составные части. Например, в нашем проектном подходе «1С запущена» состоит из:
- a) Типовой функционал настроен согласно требованиям;
- б) Необходимые доработки реализованы и проверены;
- в) Данные, необходимые для работы (справочники, остатки и т.д.) загружены и сверены;
- г) Пользователи обучены, памятки получили, готовы выполнять свою ежедневную работу в новой системе 1С.
- Всегда задавайте себе вопрос – «как убедиться, что ВСЕ готово». Не полагаясь на слова штатного 1Сника, или пользователей, что все хорошо, или наоборот все плохо. И те, и другие могут… немного искажать действительность.
- Расставьте контрольные точки. Если проект у вас получился длиной в восемь месяцев, неправильно прийти через шесть месяцев и спросить «как дела?». Каждую неделю необходимо проводить производственные совещания. Вы должны видеть, что проект двигается с заданной скоростью (или нет). Добейтесь того, чтобы Ваш штатный 1С специалист регулярно показывал, что сделано. Фраза «ну тут ээээ работы много, эээ она вся внутри, только через месяц будет видно» — это звоночек, что что-то идет не так. Пусть работа будет организована так, чтобы еженедельный результат был и его можно было «потрогать».
- Много что может пойти не так как планировалось первоначально. К этому необходимо быть готовым и не впадать в истерику при наступлении форс мажора. Появились новые задачи, и их тоже надо сделать чтобы проект взлетел («включить в периметр проекта»). Кто-то из ключевых пользователей уволился или наоборот, пришел в компанию. Предположим, штатный сотрудник 1Сник заболел или уволился или не справился и пришлось его заменить. Изменились приоритеты запуска блоков, исходя из ситуации в компании, на рынке. Ваш проект 1С не залит бетоном, он должен быть живым. И тем не менее – согласовывая любое изменение, задайте вопросы «Как это повлияло на конечный срок? Когда теперь мы запускаемся? Как это повлияло на объем работ?». Зафиксируйте ответы, теперь у проекта 1С есть новая цель. Не давайте ему стать безграничным и бесконечным.
Сложно? Настораживает? Сложности обязательно будут в реализации проекта 1С. Добро пожаловать в увлекательный мир управления проектами. Не сомневаюсь, что силами хорошо организованной команды клиента, можно запустить учетную силу (средней тяжести) без участия подрядчика.
Ну а если не получится – обращайтесь к профессионалам. Компания НАСКА готова всегда прийти на выручку.
Если Вы приболели, можно сбить температуру, почитать, что пишут по этому поводу в интернете, купить в аптеке лекарства, обтереться уксусом, заварить ромашковый напиток, и попробовать отлежаться дома. Иногда это помогает. Но если несколько дней улучшения нет, стоит вызвать врача, чтобы он назначил правильное лечение.
Мы в НАСКА как врачи – профессионально решаем проблемы со здоровьем (бизнеса). Обращайтесь)))