Кто читает мой блог, знает, что все что я пишу в его рамках – посвящается бизнесу. И не просто бизнесу, а бизнесу в ДНР.
Сегодня напишу много, так как мыслей скопилось прилично, произошло много изменений в компании, а время есть, так как в командировке стою в Ростове в пробках и могу выделить немножко времени для своих читателей.
Донецкий регион с огромным количеством ограничений, законодательных коллизий, сложной военно-политической обстановкой заставляет каждого предпринимателя быть максимально гибким и быть в тонусе 24 часа в сутки 7 дней в неделю, не позволяя себе выдохнуть ни на секунду.
Как находясь в состоянии постоянного напряжения можно находить в себе силы каждый день пробегать такой бизнес-марафон?
Многие предприниматели не выдерживают такого напора, накапливают стресс и перегорают. В психологии этот термин называется эмоциональное выгорание.
Каждый собственник бизнеса в Донецке борется с эмоциональным выгоранием по-своему. Одни – начинают увлекаться антидепрессантами, другие – алкоголем, третьи – заедают стресс и хроническую усталость мучным и сладостями.
Так как я являюсь собственником бизнеса, и я тоже человек, то безусловно подвержен эмоциональному выгоранию.
Как же я справляюсь с этим синдромом.
Я ищу единомышленников и разделяю обязанности и ответственность.
Есть знаменитая статуя, ее фото я приведу ниже.
Скульптура называется «Атлас Фарнезе». Скульптура изображает одного из титанов, которого в наказание за выступление в титаномахии против олимпийских богов осудили вечно держать небо на своих плечах.
Так вот эмоциональное выгорание у предпринимателей наступает тогда, когда они организуют бизнес таким образом, что все держится на их плечах, именно как у этой эллинистической скульптуры.
Если ношу разделить между несколькими людьми, то ноша будет не такой тяжелой.
Разделить обязанности и ответственность можно в единственном случае – найти ответственных и порядочных партнеров по бизнесу.
Партнер по бизнесу – это человек, который берет на себя взаимные обязательства и следует общей стратегии, чтобы в конечном результате достигнуть общей цели.
Но! Если почитать статьи о партнерстве в Интернете, то 100 из 100 будут написаны о том, что все партнеры начинают рано или поздно делить бизнес, о том, что перед тем, как брать партнера первым делом надо составить договор, решить, что и кому отойдет в случае разрыва, зафиксировать стартовые вложения и судьбу бренда.
Это важно и я с этим спорить не буду.
Но! Опять-таки. Но! Если подходить только лишь с этой стороны ведения бизнеса, велика вероятность взбудоражить фантазию и растеребить чувство самосохранения – вместо того, чтобы работать и развивать проекты, постоянно возвращаться к мыслям: «а достаточно ли хорошо вкалывает мой партнер», «а не делаю ли я больше него», «а правильно ли мы разделили обязанности – вроде ему пожирнее досталось», «не пи#дит ли он деньги?».
Я могу точно сказать следующее, если есть сомнение по человеку, хоть минимальные – бизнес с ним начинать не стоит. В тоже время, есть очень мудрая пословица – доверяй, но проверяй. И вот между такими двумя «буйками» надо постоянно балансировать.
Если говорить обо мне, то у меня несколько направлений бизнеса и в каждом направлении есть партнер.
И тут уместно назревает вопрос: зачем брать партнера, если можно взять наемного человека на фиксированную зарплату и может даже предложить бонусную систему для мотивации.
По моему личному убеждению, ни одна бонусная мотивационная система не даст нужного результата и максимального эффекта.
Наемный сотрудник никогда не станет мыслить, как собственник. Сознание обычного наемного сотрудника и сознание собственника имеют огромные, просто кардинальные отличия, и лежат в разных плоскостях.
Как обычно мыслят наемные сотрудники?
Особенно топ-менеджеры — они как будто играют в компьютерную игру в «режиме бога»: можно делать все, что угодно, и ресурсы ничем не ограничены — деньги-то тратятся не свои.
При этом своя пятая точка прикрыта, и ты гарантированно получишь свое бабло и бонусы в конце месяца. Максимум, что может случиться плохого и за что можно немного попереживать — тебя уволят. Но и тут всё продумано на перед: ты получишь свой «золотой парашют», строчку в резюме и пойдешь паразитировать делать большие и очень важные дела в другую такую же компанию.
Я это понял, когда сам из наемного работника перерос в собственника. Когда более десяти лет тому назад я работал наемным сотрудником в банке несмотря на то, что выполнял свою работу качественно, после работы, придя домой, я никогда не созванивался по делам банка, я вообще не думал о работе после наступления 18:00.
Собственник думает иначе. Ответственность действительно заслуживает уважения. Риск — это неотъемлемая составляющая жизни собственника. Риск — дело благородное, особенно если ты берешь на себя не только свои риски, но и риски других людей: клиентов, партнёров, сотрудников. Одно дело — когда ты уверен в будущем, потому что комфорт и спокойствие тебе обеспечивает работодатель. И совсем другое дело — когда всё зависит только и исключительно от тебя. Причем не только твое благополучие, но и благополучие твоих сотрудников, которые тебе доверились и рассчитывают стабильно получать зарплату и иметь нормальные условия для труда.
Если ты собственник, а не наемник, в хорошие времена тебе правда будет доставаться самый аппетитный кусок прибыли. А вот когда бизнес будет штормить, а в ДНР бизнес штормит постоянно — и это явление регулярное в Донецких условиях — в первую очередь это затронет именно тебя, собственника. Ты — первый в очереди получать барыши, но ты и первый в очереди получать п#зды, т.е. нести риски и отвечать своей собственной шкурой за всё, что происходит в бизнесе.
Именно собственник берет на себя все риски и всю неопределённость, чтобы создавать для подчинённых максимальную стабильность.
Предприятие в плюсе?
Зарплаты платятся.
Предприятие в минусе?
Зарплаты платятся.
Клиент был должен несколько миллионов рублей, обанкротился, и у компании теперь дикий кассовый разрыв? Собственник бегает занимает бабло по родне, тащит бабло из своих запасов, которые откладывал на отдых или машину или еще что, короче собственник распаковывает заначки, и зарплаты платятся.
Я вам больше скажу. Собственник создает условия комфорта и стабильность как для сотрудников, так и для клиента. Клиент заплатил и может быть уверен, что получит всё в лучшем виде. Программист слег в больницу с пневмонией, у бухгалтера мама себя плохо чувствует, у менеджера сгорел комп, а может забухал… Это всё чьи проблемы? Проблемы собственника! И для того, чтобы сохранить клиента, собственник никогда не будет посвящать в эти проблемы клиента, а уж тем более перекладывать их на него.
Даже бордовые пиджаки из 90-х понимают: если каждый твой шаг не будет приносить прибыль, он будет приносить убытки. Наемный сотрудник этого не понимает.
Наемный сотрудник не считает не только деньги, но и время. Наёмник в конце месяца получает деньги за каждую минуту, проведённую на рабочем месте. И неважно как эта минута была им организована и чем бы он не занимался: пил кофе, трындел на курилке, кимарил на скучных совещаниях — всё равно получит свою копеечку.
Собственник же каждый час теряет деньги — ему нужно платить за аренду офиса, платить всем наемникам, платить налоги, платить, платить, платить… Собственник платит, даже если это не приносит никакой прибыли и никакой радости. Чтобы как-то выходить в плюс, ему нужно постоянно бежать, бежать, бежать и постоянно искать новые источники дохода и постоянно покрывать бесконечно множащиеся расходы.
К чему я сегодня все это пишу и почему столько мыслей озвучил.
Намедни по направлению поставки техники было принято решение принять еще одного партнера в компанию. Человек этот проработал 5 лет и не просто просидел на попе ровно, он сделал за это время колоссально много для компании. Самое приятное, что ему не надо было говорить, что делать. Человек сам анализировал, где затык и куда бежать и что делать. Т.е. я осознал, что сотрудник, оставаясь наемником, начал относится к компании, как к собственной. Мышление человека переформатировалось.
Тем людям, которые на пути перехода от наемника к собственнику, хочу сказать следующее. Да, в бизнесе есть шанс получать гораздо больше, чем в найме… в бизнесе есть широкая возможность реализовать весь свой потенциал, все свои амбиции: ты босс, ты круче всех, ты самый главный и слово твоё – закон. Но и цену за это придётся заплатить немалую — придётся еб#шить, придётся думать на два-три, а то и 10 ходов вперёд, придётся брать на себя ответственность за других людей и решать множество проблем каждый день, каждый час, каждую минуту.
В заключении хотелось бы поднять еще один вопрос, который крутится на языке.
Как можно договориться о лидерстве с партнерами? Речь идет о том, что даже если партнера два и долевое участие их при разделении прибыли 50 на 50 – один будет лидером. Лидер среди партнеров тот, кто отвечает за стратегию компании. Не тот, кто красивее, опытнее, или обладает глубокими техническими знаниями – а тот, кто именно отвечает за стратегию развития – за вектор, куда идти и в каком направлении.
И здесь у второго партнера может возникнуть чувство «а какого хр#на он главный?»
Это нормально и бывает у всех. Если игнорировать этот момент, обида будет копиться, одеяло перетягиваться, а фундамент рушиться.
Необходимо сразу обговорить с партнером, что если один получает более сильный голос в стратегических решениях, то это не делает второго партнера подчиненным. Это номинальное главенство по направлениям деятельности.
Поэтому один должен быть главным, но оба — умными.
Если не получается найти компромисс и на площадке появляются два режиссера, то им будет тесно — лучше ничего не начинать.
Ну и напоследок. Чем больше компания, тем требуется больше времени, чтобы собрать все звенья в единую цепочку, а для этого каждый должен понимать за что он отвечает. Это касается не только наемников, а и соучредителей-партнеров. Чтобы не получилось, как в басне Крылова – а воз и ныне там стоит.