Подбор решения 1С для учёта розничной торговли

Несмотря на то, что фирма 1С выпускает большое количество материала о правильном подборе решений своих программных продуктов для автоматизации магазинов розничной торговли, каждый партнер-франчайзи в том числе и мы вырабатывает свой определенный подход к использованию продуктов исходя из реалий «на земле» — этот подход вырабатывается исходя из практики внедрений и текущего опыта подбора тех решений, которые реально заработали (взлетели) у клиентов.

Что мы имеем на данный момент? Подбор решения 1С целиком зависит от масштаба бизнеса клиента и его отраслевой специфики. Условно клиентов можно разделить на следующие группы:

  1. Одиночный магазин с одной кассой.
  2. Небольшая сеть маленьких магазинов, в каждом из которых одна касса без дополнительных автоматизированных рабочих мест (АРМ);
  3. Одиночный магазин с несколькими кассами и дополнительными рабочими местами, например, рабочее место управляющего магазина, который принимает товар или товароведа;
  4. Сеть магазинов с несколькими кассами и/или дополнительными рабочими местами;
  5. Специализированная сеть магазинов, имеющая существенные отраслевые особенности, например, сеть аптек.

Давайте пройдемся по каждой группе подробнее и опишем наше предложение.

Одиночный магазин с одной кассой.

Бизнес данного клиента, как правило, налоговая относит к микро-бизнесу. Для такой категории клиентов 1С предлагает программу стартового уровня – в данном случае 1С:Розница базовая. Данная программа обладает всем необходимым функционалом для организации процессов приёмки и продажи товара в розничном магазине с одним автоматизированным рабочим местом, включая функционал кассы.

Так как фирма 1С рассматривает 1С:Розница базовая как программное обеспечение начального уровня, его стоимость минимальная. Помимо этого 1С:Розница базовая обновляется фирмой 1С абсолютно бесплатно. Таким образом, данная программа является оптимальным выбором для одиночных розничных точек.

1С:Розница базовая устанавливается на компьютер, поэтому касса в магазине организуется на базе компьютера. К компьютеру для обеспечения работы подсоединяется кассовый аппарат, а также при необходимости сканер штрих-кода и другие дополнительные элементы, например, весы. У нас на сайте представлено несколько типовых пакетов оборудования и работ по его настройке в виде Комбо-пакетов.

Небольшая сеть маленьких магазинов, в каждом из которых одна касса без дополнительных автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Для данной группы клиентов, в большинстве случаев, применяется 1С:Розница ПРОФ. Данное решение обусловлено необходимостью организации учёта центрального офиса. Если необходимости централизации учёта у клиента нет, то магазины работают поодиночке по описанной в предыдущем пункте схеме на 1С:Розница базовая.

1С:Розница ПРОФ в отличии от базовой версии позволяет подключать большое количество пользователей (до 500) и централизовать учёт поступления перемещения и продажи товаров. Для всей сети приобретается одна «коробка» или как её называет фирма 1С – основная поставка 1С:Розница ПРОФ. На базе этой основной поставки разворачивается инфраструктура рабочих мест (касс) в каждом магазине, которая называется распределенная сеть. Каждое рабочее место подключается путём приобретения дополнительной лицензии к 1С:Розница ПРОФ. В отличие от базовой версии 1С:Розница ПРОФ обновляется на платной основе. Для получения обновлений приобретается Комплект поддержки. В случае наличия приобретенной клиентом ранее 1С:Бухгалтерия и купленным на неё Комплектом поддержки второй Комплект поддержки не приобретается.  

Также как и в предыдущем пункте кассовое место разворачивается на базе персонального компьютера и к нему применимы наши предложения Комбо-пакетов.  Вместе с этим торговая сеть, как правило, имеет свои стандарты организации рабочих мест, поэтому наиболее частым решением является индивидуальный подбор оборудования. Помимо непосредственно кассового оборудования клиенты интересуются организацией видеонаблюдения за кассовой зоной. Такие работы также осуществляются нашей компанией. Коммерческое предложение предоставляется после первичных переговоров и получения информации о потребностях от клиентов. 

Одиночный магазин с несколькими кассами и дополнительными рабочими местами.

Размещение нескольких касс в магазине обусловливается большим потоком покупателей, который присутствует в крупноформатных торговых точках – супермаркетах. Для организации учёта в крупноформатном магазине применяется 1С:Розница ПРОФ с выделением для касс отдельного функционала 1С:РМК (рабочее место кассира). Кассы обязательно оснащаются высокоскоростными фискальными регистраторами, а эргономика рабочего места настраивается под имеющийся формат торговли.

Особенностью данного формата магазинов является применение касс самообслуживания. Данный формат касс также управляется при помощи 1С:РМК. Функционал 1С:РМК является составной частью 1С:Розница ПРОФ, но может устанавливаться отдельно.

Второй особенностью крупноформатных магазинов является применение терминалов сбора данных. Данное оборудование применяется для проведения инвентаризаций, а также служит мобильным рабочим местом администраторов отделов или товарных групп, которые, к примеру, могут с ТСД распечатать отсутствующий ценник или штрих-код товара (в качестве печатающего устройства применяется мобильный принтер). У нас на сайте размещён Комбо-пакет приобретения и запуска ТСД под управлением 1С:Мобильная торговля. Данное оборудование может также применяться оптовыми компаниями.

Для организации касс самообслуживания мы рекомендуем применять оборудование Poscenter.

Отдельно стоит отметить, что хранение данных организуется с использованием СУБД SQL, для подключения к которой требуется 1С:Сервер. Данное программное обеспечение является технологическим и его приобретение необходимо заранее финансово предусмотреть, так как цена более 100 000 рублей.

Сеть магазинов с несколькими кассами и/или дополнительными рабочими местами.

Данный формат торговли является наиболее частым объектом автоматизации. В качестве управляющей учётной системы в магазинах применяется также как и в двух предыдущих случаях 1С:Розница ПРОФ. Такой формат бизнеса, как правило, имеет выделенный центральный офис, который является также объектом автоматизации и размещением основной конфигурации (основной поставки), откуда создаётся распределенная сеть по торговым точкам. Торговые точки имеют свои узлы (базы данных) и способны работать автономно при размещении их на локальных серверах.

Для каждой торговой точки необходимо предусмотреть индивидуальный 1С:Сервер. В случае наличия на торговой точке пяти и менее АРМ возможно применение 1С:Сервер мини, который стоит в разы дешевле. План лицензирования просчитывается индивидуально.

Зачастую сети магазинов имеют мобильные группы инвентаризации, которые могут применять описанные выше терминалы сбора данных, приобрести и настроить которые можно в нашей компании, например, в виде Комбо-пакета.

Ключевые особенности автоматизации торговых сетей состоят в особенностях функционирования центрального офиса, который осуществляет расчет себестоимости, а также контроль учёта перемещения и продажи товара, в том числе по партиям. Также одной из ключевых задач является ценообразование, применение дисконтных систем, акций. Функционал 1С:Розница ПРОФ может не покрывать потребности в аналитике учёта центрального офиса. В данном случае, программное обеспечение для центрального офиса подбирается индивидуально, либо имеется возможность индивидуально заказать работы программирования по расширению функционала 1С:Розница ПРОФ.  

Специализированная сеть магазинов, имеющая существенные отраслевые особенности.

Для специализированных сетей магазинов фирма 1С разработала отраслевые конфигурации на базе 1С:Розница ПРОФ. Примерами отраслевых конфигураций на базе 1С:Розница ПРОФ являются: 1С:Аптека; 1С:Магазин автозапчастей; 1С:Ювелирный магазин; 1С:Магазин одежды и обуви; 1С:Магазин строительных и отделочных материалов и т.д.

Каждое из отраслевых решений отражает особенности учёта определенных номенклатурных групп товаров. Отраслевые решения 1С могут иметь особенности лицензирования, а также в большинстве случаев требуют приобретение дополнительного отраслевого комплекта поддержки. Приобретение отраслевого решения подразумевает под собой принятие управленческого решения об автоматизации на базе типовой 1С:Розницы ПРОФ, которая дешевле в обслуживании или выборе отраслевой конфигурации, которая может со старта решать определенные вопросы нюансов учёта.

Центральные офисы специализированных торговых сетей тоже имеют особенности автоматизации, которые проговариваются в рамках проекта внедрения. Данные проекты ведутся нашими специалистами. В случае наличия заинтересованности обратитесь с Вашим вопросом в форму обратной связи или звоните с феникса на горячую линию 233.