Распределенные команды — реалии ИТ-индустрии

Сегодня для обсуждения выбрал горяченькую тему, которая многих интересует: удаленные сотрудники, распределенная команда в IT сфере. Сразу скажу, что мыслей по этому поводу так много, что статья получится очень большой и все равно не вместит все мои мысли на эту тему.

Удаленная работа — проверка на качество любого специалиста. По моему мнению, офисные властелины обольщаются созерцанием сидящих за столами сотрудников (которые в это время с большой долей вероятности с очень серьезными лицами залипли в соцсетях). Кроме того, слишком много времени уходит на организацию процессов и прочую бюрократичную волокиту, тогда как удаленная работа ориентирована на результат, а не на процесс.

Когда речь начинает идти не о работе, а о ее результатах, все косяки менеджеров и исполнителей вдруг вылезают наружу. Активно имитировать работу уже не получится, и финт ушами с руководителем тоже.

Не подумайте, что я тут решил агитировать всех распустить сотрудников по домам. Вовсе нет. Речь пойдет в моей статье не об этом. Да и в офисе у меня куча народа, некоторые учатся, другие консультируют клиентов и т.д. Скажу позже, кто же из сотрудников должен находиться именно в офисе.

Фабулой моего месседжа является то, что при огромном потенциале, колоссальном количестве ИТ-талантов в Донецке, мы не часто совершаем по-настоящему значимые прорывы, о которых было бы известно во всем мире. Да что там прорывы, мы умудряемся еще и терять лучшие умы. Все это результат твердолобости руководителей, их ангажированности и глупой жажды осязаемой власти. Можно сваливать всё на правительство, страну, приплести еще обязательно всемирный заговор, и даже инопланетян, а можно признаться в собственных страхах, нежелании что-то менять, посмотреть на успехи иностранных компаний и перенять их опыт.

Каждый собственник бизнеса понимает: чтобы достичь успеха, нужно сделать что-то нестандартно, т.е. не так, как это делают все вокруг тебя. Например, нанимать лучших. А если лучшего на данный момент нет в твоем городе, а он находится в соседнем городе? Что тогда? Довольствоваться тем, что под рукой?

Я регулярно сталкиваюсь с руководителями, которые задают вопрос: «Как ты работаешь с удаленными сотрудниками? Это же бесперспективно и неэффективно». Я могу долго спорить с ними, рассказывать о таком инструменте научно-технического прогресса, как интернет, приводить примеры преимущества такого шага, но порой хочется только задать всего один вопрос: «Неужели в 21 веке писать код в двух разных городах, по-вашему, невозможно, а на двух разных этажах — почему бы и нет?»

Резюмируя первую часть Марлезонского балета, скажу следующее – удаленные сотрудники в сфере 1С – это нормально, распределенная команда – это наступившее будущее IT сферы. И все это есть у меня в компании.

Погнали разбираться в этой сложной теме дальше.

Многие из заказчиков считают, что компании с распределенными сотрудниками и фриланс – это одно и тоже. Это не так! Компания с распределенными сотрудниками и фриланс отличаются точно также, как закусочная отличается от ресторана. Такое сравнение наиболее точно передает понимание, что и один вид бизнеса, и другой вид имеют разную целевую аудиторию. В закусочную прибегают быстро перекусить, а в ресторане помимо пищи получить качественное сервисное обслуживание, наслаждение от развлекательной программы — это называется комплексное обслуживание.

Те, кто выбирают для себя фриланс, должны четко понимать, что большого бюджета на фрилансе не будет!

В том сегменте ИТ, где я работаю, а именно сфере 1С, время мелких проектов, «запиленных на коленках», ушло туда же, куда и мода на малиновые пиджаки.

Чтобы вызвать у потенциальных крупных заказчиков к себе интерес (владельцев корпораций, промышленных заводов, сетей розничной торговли, сетей аптек и т.д.) нужно делать не только качественно, а и быстро. Один специалист (фрилансер) гипотетически может хорошо сделать нечто существенное, но это займет уйму времени. А когда время играет ключевую роль, бизнесу ждать невыгодно, выгоднее нанять команду.

Работа с фрилансерами – всегда экономия за счет риска

Работа с фрилансером программистом 1С – это своего рода отношения без обязательств, обручальных колец и штампа в паспорте. Сегодня он работает с заказчиком, а завтра может просто не выйти на связь.

Даже если и найдется в этом мире фрилансер программист 1С перфекционист, который за свою жизнь не пропустил ни одного рабочего звонка, стереотипы будут работать против него.

Если представить ситуацию, что солидная компания обращается все-таки за услугой к фрилансеру, то необходимо понимать, что заказчик осознанно идет на риск, а значит, обратился он за такими сомнительными услугами при необходимости экономить. Остается лишь гадать, чем вызвана эта экономия – финансовыми трудностями заказчика? И не закончатся ли деньги уже завтра?

Больших задач на фрилансе не бывает — удел фрилансеров программистов 1С работа над небольшими и недорогими задачами. Например, для каких-нибудь небольших интернет-магазинов допиливать по мелочам функционал УТ. Их и в портфолио-то не показать.

Это тот формат, который имеет место быть в моей компании.

Помните я говорил, что у меня в офисе куча людей, так почему же я часть людей рассаживаю в одном месте под чутким контролем, а с другими общаюсь в большинстве случаев по Скайпу.

Не стоит думать, что у меня закончилось место в офисе. Если вопрос заключается лишь в квадратных метрах офисного помещения, то я могу себе позволить снять в аренду еще один офис через дорогу в двух минутах ходьбы от первого или перевести всех в бизнес-центр. Почему же я этого не делаю?

Те, кто работают в ИТ-сфере знают, что вся работа делится на фронт-офис и бэк-офис.

Фронт-офис (иногда также называется отделом по работе с клиентами) относится к лицевой части компании, видимой для клиентов и находящейся с ними в прямом контакте, такой как маркетинг, поддержка пользователей или сотрудники послепродажного обслуживания.

Бэк-офис, в свою очередь, относится ко всем частям информационной службы, к которым конечный потребитель доступа не имеет. Следовательно, понятие охватывает все внутренние процессы предприятия (производство, логистика, хранение и т.д.).

Так вот, Фронт-офис у меня весь находится в офисе, а бэк-офис – раскидан по всему миру. Как бы это странно не звучало, но такая ситуация была продиктована не моим желанием именно такой организации компании, а военным положением региона, в котором находится сердце компании. До 2014 года все сотрудники компании были сосредоточены в одном месте и занимали два этажа бизнес центра, и я в те времена не помышлял о том, чтобы часть персонала распустить по домам. Работалось и работал, не задумываясь о реорганизации компании. Наступил 2014 год, и многие сотрудники компании начали в панике спаковывать чемоданы. Кто-то собирался уехать на ПМЖ в другие города и даже страны, кто-то отсидеться у родственников в ближайших безопасных и отдаленных районах от активных боевых действий. При этом у меня по-прежнему оставались обязательства перед заказчиками, которые в военное время не останавливали свою работу. Среди таких заказчиков были хлебобулочные комбинаты, сети аптек, сети продуктовых супермаркетов и т.д.. Кроме того, так как все фирмы-конкуренты покинули Донецк, то стали приходить и другие клиенты, такие как Донбассгаз, важные не только для меня, но и для всей республики в целом.

Если часть персонала удалось уговорить остаться в Донецке, то вторая часть персонала могла быть утеряна безвозвратно и в срочном порядке необходимо было осуществлять реструктуризацию компании. Пошла череда переписок, звонков, выявление кто куда делся и как наладить с этим человеком работу. И если вопрос о том, как общаться, скидывать техническое задание в работу не стоял, так как Интернет был в Республике даже в самые жаркие минуты под улюлюкание артиллерии, то вот вопрос организации оплаты за этот труд (как передать деньги в другую страну) оставался неразрешенным. Бегом-бегом, открывалось ИП, юр лицо в России, в Казахстане, компания будто заново рождалась. Все получилось, и работа закипела. В итоге можно было сравнить все плюсы и минусы того, что было и что стало.

Сейчас я с уверенностью могу сказать тем, кто поглядывает в сторону создания распределенной команды – это реально.

В дальнейшем все так и завелось, если мне необходимо было найти супер-мега специалиста, то я не ограничивался лишь Донецком, я искал его везде: Белорусия, Россия, Казахстан. И тут были свои нюансы, если говорить о матушке России, то специалист из Москвы или Санкт-Петербурга заявлял стоимость гораздо выше, чем с подобными компетенциями программист 1С допустим из Димитровграда или Омска. Многое конечно приходило с опытом.

Так вот в модели распределенной команды моя компания работает уже более пяти лет и какие я могу сделать выводы.

Во-первых, у меня отпала необходимость месяцами по месту искать мне нужного специалиста. Теперь я его ищу, где хочу.

Во-вторых, ранее у меня были случаи, когда сотрудники шантажировали своей уникальностью, мол в Донецке такого уровня специалиста Вы не найдете, поэтому поднимите мне оклад. Теперь такое не прокатывает.

В-третьих, я перестал сравнивать стоимость услуг фриланса и цену услуг комплексных работ своей компании. Я понял то, что могу предложить клиенту – это гораздо больше и круче, чем фриланс. И вообще понял одну важную вещь «крупная рыба» просто не работает с фрилансерами. С серьезными клиентами, как правило, нужны более длительные переговоры, административная волокита. И как ни крути, заказчику нужен человек, который возьмет риски работы с персоналом на себя.

Может у многих возникнуть встречный вопрос: «А почему бы какой-нибудь крупной компании по производству допустим мыла не пойти по моему пути, на время внедрения системы 1С собрать свою распределенную команду?».

Во-первых, остается незакрытым вопрос по ответственности, кто возьмет ее на себя?

Во-вторых, а если этой же компании по производству мыла необходимо будет расшириться и построить новый склад — она пойдет покупать бульдозер для рытья котлована под фундамент, бетономешалку, лопаты, нанимать архитектора, геодезиста, прораба, каменщика, кровельщика или обратится в строительную компанию? Почему то, когда речь идет о стройке, то никому в голову не приходит покупать себе в компанию башенный кран, зато, когда речь идет о внедрении ERP – да запросто, мы сейчас щелкнем пальцами и вуаля!

В-третьих, допустим щелкнули пальцами и начали искать спецов на проект. Каждый человек хочет постоянную высокооплачиваемую работу, а каждый 1Сник знает, что проект – это ненадолго, максимум на год. И через год ему нужно будет искать новую работу. Поэтому высококвалифицированные специалисты работают в компаниях, которые постоянно обеспечивают их проектами. Поэтому в штат на проект персонал собирается из «остатков» рынка спецов, которые уже успели себя «зарекомендовать» и постоянно находятся в поиске работы.

На самом деле, очень многогранная тема, и можно писать по взаимодействиям внутри проектной команды, как подбирать правильно персонал, как следить за эффективностью работы удаленных сотрудников и еще множестве вопросов. Скорее всего позже поделюсь своими мыслями об этом.

PS Кстати, я не зря для иллюстрирования выбрал именно супер-героев. В моей компании каждый специалист – это тот же супергерой, который обладает особыми, уникальными возможностями. Одни – эксперты в области выявления бизнес-процессов, другие – мастера кода, третьи – специализируются на связях с общественностью, т.е. могут доступно донести клиенту все выгоды наших программных продуктов.