Сложно, но возможно

Пять лет назад произошли события, которые перевернули судьбы многих людей. Так как мой блог о бизнесе, я буду писать о том, как эти всем известные события повлияли на бизнес и предпринимателей.

Есть мудрая пословица: «Деньги любят тишину». Когда тишина была нарушена, абсолютно все собственники донецкого бизнеса стали задумываться над тем, что делать дальше.

Отдельно стоит отметить, что иностранный бизнес тут же из Донецка съ#бался.

Местные собственники бизнеса, проще говоря – земляки, разделились на две части.

Первая часть – начала искать ту самую тишину, которую любят деньги, за пределами Донецка в таких городах как Харьков, Одесса, Днепропетровск, короче крупных городах, где вращаются денежные потоки. На счет тишины в данных городах я бы поспорил, но не буду политизировать свой блог.

Вторая часть — решила воспользоваться иной пословицей: «Если одна дверь закрывается, то должна открыться другая». Так вот я хочу написать об этих «экстрималах», которые остались в Донецке в поисках «двери возможностей». Дело в том, что к этой части предпринимателей отношусь и я, поэтому буду писать не о догадках, а о собственном опыте ведения бизнеса.

Эти пять лет для бизнеса прошли в условиях тотального форс-мажора: боевые действия, блокада, меняющееся законодательство, падение покупательной способности и многое другое.

Эти пять лет научили предпринимателей Донецка экономить, оптимизироваться, выбирать надежных партнеров и жить без кредитов. Да-да без кредитов! Раньше львиная доля бизнеса в Донецке бесконечно кредитовалась и перестроить бизнес в условиях ограниченного количества финансов было для многих непосильно.

За эти пять лет, кто выбрал верную стратегию, смогли найти относительное равновесие, но поддерживать бизнес на плаву все еще приходится в режиме ручного управления.

Зачем такие трудности, неужели не проще было кинуть шмотки в чемодан и переехать в местечко, где поспокойнее, жить и развивать бизнес на новом месте? Неужели тем предпринимателям, кто остался в Донецке нравится нескончаемый форсмажор, и они не желают стабильности?

А что такое стабильность? По моему убеждению, стабильность — это иллюзия, стереотип из детских воспоминаний. Родители так сильно оберегают свое чадо, что оно, вырастая, всеми силами старается сохранить зону комфорта, называя ее стабильностью. Чем больше человек стремится к сохранению зоны комфорта, тем больше игнорирует тот факт, что мир не статичен и в нем постоянно происходят какие-либо изменения. Поэтому желание, чтобы было все стабильно, это утопия.

Если воспринимать жизнь такой какая она есть, не скулить, а работать, то всегда достигаются поставленные цели. А когда было спокойно? Оглянитесь: бизнес всегда жил в форс-мажоре. Стоит вспомнить только последнее десятилетие: и мировой ипотечный кризис, и торговые войны, и международные санкции, биржевые и нефтяные войны и т.д. Постоянно какую-то отрасль трясет и лихорадит.

Итак, как я говорил раньше, не буду писать о политике, хотя не учитывать этот фактор при ведении бизнеса нереально, а все-таки озвучу то, что действительно будет полезным для многих собственников бизнеса, а именно перечислю мои жизненные принципы, в настоящее время позволяющие бизнесу выжить и крепко стоять на ногах в условиях нестабильности.

Принцип №1:

Осуществляйте финансовый контроль. Необходимо иметь подробный финансовый план по расходам на месяц и регулярно осуществлять мониторинг – вписываетесь вы в него или нет. Вычислите «точку безубыточности» для своего бизнеса: сколько нужно продавать товара или услуг, чтобы выходить в ноль. Ежедневно спрашивайте себя, насколько ваш результат близок или далек от точки, которая стоит в плане.

Принцип №2:

Постоянно ищите способы сэкономить. Даже если вам кажется, что вы уже урезали все, что можно, попробуйте найти еще возможности. Кризис не только у вас, но и у ваших партнеров, и это делает их более договороспособными. Не тряситесь за складскими остатками, без жалости распродавайте оборудование, которое не используется или устарело – оно будет только дешеветь. Регулярно предпринимайте попытки договориться с поставщиками и контрагентами о скидках или других льготах, даже если вам кажется, что из этой затеи ничего не выйдет.

Принцип №3:

Персонал должен приносить доход. Некоторые боятся сокращать людей, так как сложные времена обязательно закончатся, и снова придется думать о расширении. Проще и комфортнее работать со старой командой, чем набирать новых незнакомых людей. Многие так думают, но это неверно. В штате должны оставаться люди, напрямую реализующие процессы, приносящие прибыль. Это костяк фирмы! Для себя я решил этот вопрос следующим образом: выявил эффективный костяк и оставил его в штате, а при необходимости большего количества исполнителей, организовал сотрудничество с внештатными специалистами по договорам ГПХ.

Принцип №4:

Ищите свободные товарные ниши. До 2017 года моя компания работала только с корпоративным сегментом бизнеса. В 2017 году были выпущены типовые доработки 1С Бухгалтерия для ДНР, 1С Зарплата для ДНР, 1С УТП для ДНР для малого бизнеса. Удовлетворяйте новый спрос – здесь и сейчас, не откладывая в долгий ящик.

Принцип №5:

Даже в самые сложные времена не забывайте о маркетинге. Узнаваемость вашей фирмы и вашего товара – залог будущего. Бигборды,
флаера в переходах и листовки — безнадежно устарели. Делайте сайты, рекламируйте себя в социальных сетях.

Самый важный вывод, который вы можете делать для себя – вы в кризис делаете все ваши процессы максимально эффективными. Когда кризис заканчивается, а компания твердо стоит на ногах, то у нее образуется офигительная конкурентная фора. Это уже не мое суждение, а научный факт, кому интересно почитайте за волны Кондратьева.