Есть такой термин в экономике «отложенный спрос». И в последнее время этот термин актуален как никогда. С наступлением событий 14 года у многих список запланированных мероприятий и приобретений перекочевал в дальний ящик. И такая ситуация сейчас повсюду.
Да что там далеко ходить, я в 14 году купил строительные материалы, дабы сделать пристройку к дому и эти строительные материалы отпраздновали на участке свой юбилей, пролежали 5 лет в ожидании чуда, что политическая ситуация устаканится и украинская сторона оттащит военную технику. Так и не дождавшись сего чуда, было все-таки принято решение начать строительство. Прошлым летом я решился и сделал пристройку к дому на свой риск и страх, так как проживаю в Киевском районе, где каждый день доносятся звуки работающей арты с аэропорта, поселка Спартак и Вольво-Центра – самых горячих точек северного направления.
Несмотря на то, что строительные материалы были куплены и сохранялась потребность в расширении дома – строительство откладывалось – это и был отложенный спрос для меня.
Для каждой семьи проживающей в Донецке отложенный спрос свой – кто-то хотел поменять автомобиль, но решил поездить на стареньком авто, кто-то хотел сделать ремонт или обновить мебель в доме.
Отложенный спрос касается не только бытовых вопросов, он касается и бизнес кругов тоже.
Расскажу на примере своих заказчиков и клиентов.
Начну с направления 1С.
Приходит ко мне в офис крупная организация. У этой организации есть потребность в автоматизации бизнес-процессов. Делаем аудит, выявляем потребность, прорисовываем «что» нужно сделать и «как» для достижения желаемого результата, составляем коммерческое предложение и отдаем заказчику. Клиент забирает коммерческое и уходит, затем звонит и говорит: «Нам очень-очень нужно, но …, мы позже обязательно с Вами свяжемся, как будем готовы». Проходит год. Звонит тот же клиент и просит актуализировать коммерческое предложение, которое получал на руки на прошлой нашей встрече. Мы – актуализируем и опять клиент пропадает. И так может происходить по три-пять раз.
Текущие клиенты, с которыми мы работаем по внедрению 1С программных продуктов или сопровождению 1С – практически все они приходили к нам именно по такому сценарию.
Это и называется «отложенный спрос», когда есть потребность, и эта потребность со временем не отпадает, а, как правило, становится еще более острой, но реализация этой потребности откладывается на время до того момента, пока что-то не изменится. По какой причине откладывается реализация и что может изменится? У каждого это своя история.
Одни предприятия должны пройти 7 кругов бюрократического ада чтобы согласовать коммерческое предложение. В моей практике было даже такое, что несколько лет телепалось коммерческое предложение, пока собственник не уволил директора предприятия, а новое руководство первым делом взялось за автоматизацию и это правильно, так как мудрый руководитель сможет навести порядок на предприятии разложив по полочкам все бизнес-процессы и организовав их работу как по часикам.
Другие предприятия просто не имеют возможности выделить нужной суммы денег на внедрение 1С и это понятно, так как услуги 1С программистов, да еще и толковых, стоят недешево.
Третьи — боятся вкладывать большие финансовые средства, так как побаиваются возобновления активных боевых действий.
Стоит отметить, что в последние полгода особо часто просят актуализировать предложения по внедрению 1С двух-трехлетней давности, а многие просто переделать из-за сменившихся убеждений и выбранного курса. Последняя тенденция такова, что крупный Донецкий бизнес наконец-то созрел до внедрения ERP, хотя еще недавно я писал пост, что наш народ никак не хочет присмотреться к российским тенденциям, где ERP – это уже привычная вещь.
Дабы мой пост не получился слишком нудным и длинным, вкратце скажу про другое направление компании НАСКА – о поставке техники и что тут происходит с отложенным спросом.
Самым ярким примером отложенного спроса в этом направлении является не столько приобретение нового оборудования, сколько обслуживание старого. Каждый день приходят звонки с просьбой: «Реанимируйте старенький шлагбаум». Дело в том, что до 14 года все было определенно, т.е. был куплен какой-то элемент СКУД, допустим тот же шлагбаум, фирма которого его продала скорее всего и установила и взяла на сервисное обслуживание. Многих фирм, которые занимались поставкой этого оборудования нет и в помине. Война многих раскидала по свету. Естественно все это время никто не обслуживал этот шлагбаум и вроде все понимали, что техника нуждается в техническом сопровождении, но старались отложить на месяц, потом на два, потом на год его обслуживание, и в результате шлагбаум вышел из строя. Некоторые экземпляры по приезду и осмотру можно реанимировать, некоторые – не поддаются восстановлению.
Приводя пример с шлагбаумами хотелось акцентировать внимание на том, что в некоторых моментах «отложенный спрос» может привести к плачевным последствиям, поэтому всегда нужно взвешивать и отвечать себе на вопрос: «можно ли отложить или не стоит».