О Covid-19, инвестициях и IT-секторе в ДНР – интервью директора IT-компании НАСКА деловому порталу DNR LIVE

Недавно ко мне обратился представитель сайта информагенства DNR-LIVE с просьбой дать интервью. Стоит отметить, что DNR-LIVE является одним из самых популярных и авторитетных интернет-ресурсов в Донецке поэтому отказать я не смог, да и самому было интересно посотрудничать. Так как компания НАСКА является самым ярким представителем IT-отрасли в Донецке, то информагенству было интересно мое мнение как человека, который обладает обширными знаниями и информацией именно в этой области.

Интервью были опубликованы на сайте DNR-LIVE, а в своем блоге я решил продублировать эту информацию.

Как коронавирус повлиял на бизнес в Донецке и почему именно у IT не всё так плохо. Эксклюзивное интервью для DNR LIVE руководителя компании «НАСКА» Виктора Цыбенко.


Добрый день, Виктор. Для начала хотелось бы услышать, как по Вашему мнению коронавирус повлиял на бизнес в Донецке?

Коронавирус оказался непредсказуемым явлением для большинства предпринимателей Донецка, и поэтому сегодня бизнес-стратегию вынуждены корректировать все без исключения. Многим кажется, что крупному бизнесу сейчас проще, но это не совсем так. Компании, у которых есть запас прочности, то есть финансовая подушка, могут себе позволить передышку, но им все равно приходится действовать и продумывать дальнейшие маневры.

Как история с коронавирусом повлияла конкретно на Ваш бизнес?

Частично в положительную, частично в отрицательную сторону. Дело в том, что у нас несколько направлений деятельности. Одно направление – IT, второе – поставка и инсталляция высокоинтеллектуального оборудования. Так вот, вовремя коронавируса, IT-направление по обслуживанию учетных систем испытывает спад. Люди стали меньше инвестировать в предприятия. Уменьшили свои инвестиционные программы. Одновременно с этим выросло направление по международным поставкам. Рост по поставке оборудования продиктован не увеличением спроса, а коллизией в законодательстве. Предприятия, которые раньше покупали товары у так называемых «челночников», потеряли такую возможность. «Челночники» сейчас не имеют доступа к пересечению границы, из-за ограничений, связанных с коронавирусом. Соответственно, предприятия были вынуждены искать других поставщиков. Те поставщики, которые работали легально, получили возможность занять дополнительную нишу.

О каких коллизиях Вы говорите, и кто такие «челночники»?

«Челночники», «сумкари», «тушканчики» — все это не экономические термины, а народное прозвище. Все это пассажиры микроавтобусов, снующие через границу. «Челночники» не платят пошлины, не возятся с документами. На каждый товар, если он ввозится для перепродажи, надо предоставить сертификат подлинности или качества. На определенную группу товаров требуется справка из санитарного контроля. Так вот этого всего «челночники» не делают, не платят налоги, не несут транзакционные издержки, в результате чего могут реализовывать товар по более выгодным ценам чем предприниматели, которые играют по-белому.

Коллизия законодательства заключается в том, что каждый пересекающий границу гражданин может беспошлинно провести определенное количество товара. Законодательством предполагается, что этот товар ввозится не для перепродажи, а для личного пользования. Нерадивые предприниматели договариваются с хозяевами микроавтобусов, которые перевозят пассажиров через границу c РФ или с Украиной, и закидывают им товар в соответствующем количестве. Пассажиры микроавтобуса, которые едут за пенсией, на отдых, повидать родственников или по каким-то другим делам, как правило, даже не подозревают, что являются соучастниками провоза беспошлинного товара. Зарабатывает перевозчик микроавтобуса и конечный бенефициар этого мероприятия – предприниматель, уклоняющийся от налогов.

До недавнего времени была закрыта граница с РФ, а граница с Украиной закрыта до сих пор, поэтому сегодня те, кто работает легально получили большие возможности, а именно – дополнительный спрос!

С поставками техники понятно. А как переживает ситуацию с коронавирусом IT-отрасль? Как с сотрудниками, на удаленке же работали?

К счастью, бизнес позволяет работать в удаленном режиме. Сфера IT никогда не ограничивалась рамками офиса. Консалтинговые услуги могут осуществляться в режиме Skype-конференции либо с помощью других мессенжеров. Также программное обеспечение позволяет демонстрировать экран другого компьютера в режиме удаленного доступа. И услуга консультирования осуществляется удаленными каналами связи.

А Вы уже начали возвращать сотрудников в офис?

Да, сотрудников, которые работают непосредственно с привлечением клиентов. Это отдел продаж. В данный момент он работает в офисе с соблюдением всех необходимых мер, предписанных нашим законодательством.

А были такие, которые не хотели возвращаться?

Нет, все с удовольствием вернулись.

Вы говорили, что некоторые предприятия в рамках развития бизнеса сократили свои инвестиционные проекты. На основе чего? Слегка сократились какие-то вложения в ПО, в IT…? А отката еще не было в обратку?

Нет. В ДНР и без этой ситуации очень отложенный спрос. На данный момент нашим предприятиям не хватает стабильности, поэтому откладывают свои инвестиционные программы. Деньги любят спокойный бизнес-климат. У нас очень много внешних ограничений. К сожалению, мы так и не вышли из режима военного времени за шесть лет существования Республики. И это, конечно, накладывает отпечаток. И спрос, отложенный на учетную систему, сформировался не сейчас. Он сформировался еще в 2015 году, когда предприятия начали заново работу, когда появилось новое законодательное поле, когда они перерегистрировались и в Республике начали искать новые каналы сбыта, новых контрагентов. Начали переориентироваться полностью на территорию Российской Федерации. Кстати, этот процесс и сейчас не завершен.

Также повлиял коронавирус. Предприятия, которые все-таки решали вкладывать деньги на территории Республики, приостановили свои инвестиционные программы. И сейчас ждут, чем разрешится эта ситуация.

Помимо этого, накладываются существенные ограничения и на логистический рынок. В России многие предприятия долгое время не работали. Нас это меньше коснулось. Но на территории Российской Федерации крупные производители в связи с указом президента России вообще ушли на каникулы. То есть, не было ни отгрузки готовой продукции, ни производства. Все это продолжалось практически на протяжении двух месяцев. Два месяца – это почти 15% годового оборота. Это существенно. Поэтому, пострадал как розничный, так и корпоративный рынок.

Предприятия, которые работают в сегменте B2B, частично приостановили свою деятельность. Я общаюсь с нашими контрагентами. Они говорят, что не у всех есть возможность на данный момент привезти товар. И все это доходит вплоть до того, что предприятия начинают пользоваться пунктами договора о форс-мажорных обстоятельствах, откладывают свои обязательства. Все это перетекает в юридическую переписку, несет дополнительную нагрузку, как на административный персонал, так и негативно сказывается на взаимоотношении между предприятиями в целом.

Но сейчас же подраскрутили, легче стало?

На данный момент нас это не коснулось. У нас как была возможность привоза товара, так и есть, так же оказываем услуги. Мы наладили логистику. И пользуемся существующими возможностями для легального провоза товарной продукции.

Все зависит от спроса. Если спрос будет восстанавливаться, соответственно, мы будем увеличивать оборот.

А он будет восстанавливаться? Какие краткосрочные прогнозы?

Я надеюсь на программу развития ДНР, которую представил Ананченко (Председатель Правительства ДНР – прим. ред.). Весь объем финансирования (6 млрд рублей – прим. ред.) вольётся в экономику и внутренний спрос повысится. Появится дополнительная денежная масса. Эти денежные средства практически все выльются в заработную плату работникам. Соответственно работники сформируют дополнительный спрос. Это все поспособствует активизации бизнес-климата.

Вы только что сказали о заработных платах. У Вас же в основном айтишники?

Да.

На сколько зарплата айтишников в ДНР отличается от зарплат специалистов в Ростове и в Москве?

Нисколько не отличается. Есть предприятия, которые пытаются экономить на заработной плате. Это приводит к печальным последствиям. Любой квалифицированный специалист имеет возможность напрямую взаимодействовать с заказчиком на территории любой страны. Естественно, накладывает отпечаток и знания иностранных языков. Дополнительные ограничения может иметь, например, знания английского языка на западный рынок или знания китайского языка – на восточный рынок. Там тоже сейчас очень большой спрос. Особенно когда Huawei начал свою программу по созданию собственной «облачной» инфраструктуры в собственных сервисах. Эта программа действует и на территории Российской Федерации. И человек получает возможность практически неограниченно работать. Естественно, если на местном рынке будут платить меньше, то специалист переориентируется и уйдет.

Не уезжая с территории страны?

Да. Те, кто имел возможность и желание уехать, уже покинули территорию Республики. Отток специалистов составляет порядка 80%.

Это мы говорим о 2014-2015 годах?

Это на 2014 год. Сейчас молодые специалисты, которые закончили вузы, в основном остаются на территории Республики и пытаются здесь найти работу. Однако, раньше у нас выпускалось по 25-28 профильных IT-специалистов, то сейчас группы выпускаются от 7 до 10 человек – 25%.

А качество?

Качество обучения не пострадало.

Фундаменталка нормально. А прикладное знание языков?

Прикладное знание специалисты получают совместно с основным обучением. Действительно, фундаментальное обучение находится на достаточно высоком уровне. Что касается освоения современных прикладных систем, верхнеуровневого программирования – это всё человек постигает самостоятельно. В наших вузах, так же как и в западных, предусмотрена программа самостоятельного обучения. Это обучение может доходить до 70%. То есть, студент, учась в вузе осваивает примерно 30-35% от необходимой информации. Всё остальное он должен изучить самостоятельно.

У Вас сейчас есть вакансии открытые?

Да.

И давно ищите?

Мы постоянно находимся в поиске. Безусловно, если удаётся найти высококвалифицированного сотрудника, то мы найдем куда применить его знания и опыт.

Это из-за текучки кадров или из-за того, что растут заказы?

Заказы растут. И заказы в основном растут с территории Российской Федерации.

Руководство ДНР постоянно говорит, что держит вектор на РФ. Сделала ли Ваша компания что-то конкретно для интеграции с Россией, помимо того, что Вы в РФ транслируете IT услуги, а из РФ возите товар? Что-то более фундаментальное?

В этом году мы сделали большой прорыв в области переговоров по получению возможности распространения на территории ДНР программного обеспечения линейки 1С:Предприятие 8. Буквально две недели назад мы осуществили тестовую поставку и растаможили первую партию «коробок 1С». На корпоративном сайте уже открыт магазин лицензионного программного обеспечения 1С, посредством которого предприятия могут купить 1С в Донецке практически всего спектра российской продукции.

# http://dnr-live.ru/o-covid-19-investitsiyah-i-it-sektore-v-dnr-intervyu-direktora-it-kompanii/