Полный отказ от бумаги в документообороте, о котором говорили долгие годы в РФ, перестал быть туманной перспективой. Мы стоим на пороге безбумажного документооборота. По задумке государства, абсолютное большинство отчетных документов от бизнеса и госструктур должны в 2024 году передаваться в электронном виде.
В связи с этими событиями написано миллион и одна тележка статей о преимуществах электронного документооборота, снято миллион и две тележки видео инструкций, обзоров, лайфхаков, где подробно рассказывается ЧТО необходимо приобрести, КУДА и В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ установить.
Казалось бы, остается только пользоваться благами цивилизации, лишний раз не ездить под обстрелами по городу перемещая килотонны бумажных документов между государственными органами, контрагентами, клиентами, НО…
Как только ФНС объявила, что отчеты будут приниматься только в электронном виде, началась волна, даже не волна, а настоящее цунами негодования.
Я не знаю, что пережила ФНС, когда все предприниматели Донецка стали приходить в ФНС на запись электронной подписи, но могу рассказать, что пережили и выслушали сотрудники моей компании.
Так случилось, что моя компания очень много лет занимается продажей не только компьютерной техники, а и программных продуктов 1С, предназначенных в первую очередь для ведения бухгалтерского учета, а также организации финансовой деятельности компании как таковой. Мы стараемся всегда нашим клиентам оказать комплексную услугу, поэтому было принято решение завести в Донецк все необходимые атрибуты для организации электронного документооборота.
Мы привезли несколько коробок Рутокенов Лайт.
Затем возник вопрос продажи криптопровайдера КриптоПро и усиленных рутокенов для ЕГАИС. Для продажи этих продуктов пришлось на одно из юрлиц группы компаний получать лицензию ФСБ. А это я Вам скажу задачка со звездочкой. Для удобства заказов наши программисты раскатали на нашем сайте интернет-магазины. Мы записали инструкции как оформить заказ, рассказали сколько дней изготавливается лицензия КриптоПро, какие документы взять при получении рутокена и криптопровайдера.
И когда все мероприятия нами были осуществлены – стали ждать радостных и благодарных клиентов.
И клиент массово пошел, а от шквала его благодарности чуть не смыло всю фирму.
Клиент массово шел с претензиями и вопросами: «Зачем мне все это надо?», «Почему я должен за это платить?», «Вы хотите на нас нажиться» и т.д.
Такого количества массового негатива я не видел никогда.
Объяснение этого явления кроется в нескольких факторах:
- У многих людей новое вызывает агрессию.
Для человека новое и непривычное по факту сравнимо с тем, как для животного оказаться в новой среде обитания, к которой он не может приспособиться, а значит потенциально вымрет. Таким образом, у людей агрессия на новизну есть следствие борьбы с угрозой потери привычной среды обитания.
- Компьютерная неграмотность.
Чтобы понять термин «компьютерная неграмотность», мы должны понимать, что значит быть компьютерно грамотным.
Компьютерная грамотность — это способность выполнять задачи на компьютере без посторонней помощи. Способность понимать основные функции программного обеспечения. А также как решать распространенные проблемы при их возникновении.
По мере того, как компьютеры становятся все большей частью нашей жизни, нам требуется все больше и больше навыков, чтобы оставаться компьютерно грамотными, иначе мы обнаружим, что жизнь становится сложнее, чем должна быть.
Всё цунами негатива клиентов было связано в большей степени, что многие самостоятельно не могут выполнить на компьютере две-три операции по разворачиванию личного кабинета на сайте ФНС, или не могут проследовать пошаговой инструкции установки лицензии КриптоПро.
- Нежелание платить.
Среди особенностей донецкого менталитета имеет место быть нежелание платить за работу и получить услугу как можно дешевле или в идеале бесплатно. И всё это еще усугубилось в разы, когда при существовании ДНР все не оглядываясь пиратили программным обеспечением, так как это никак не регулировалось на законодательном уровне. Воспиталось целое поколение предпринимателей, которые убеждены, что за программные продукты платить не нужно. И вот ДНР попадает в российское законодательное поле, где говорится – программные продукты 1С должны быть только лицензионными и за них нужно платить. Также говорится о КриптоПро – это тоже отечественный софт, и он тоже платный.
Несмотря на низкую стоимость программного обеспечения, которая далека от космоса, и вполне земная, против донецкого менталитета все это блекло. Гнев, агрессия, возмущение – это единственные эмоции, которые были у предпринимателей Донецка и ДНР в целом.
- Отсутствие налогового сознания у наших граждан.
Дело в том, что рутокен, КриптоПро и 1С-ка так или иначе связана с ФНС, а налоговую службу российские предприниматели, мягко говоря, не любят. Вернее, российские предприниматели не любят платить налоги, а ФНС это контролирующий орган, следящий чтобы это мероприятие осуществлялось регулярно и в полном объеме.
Почему так происходит?
У нас в России нет чувства налогоплательщика. Чувство налогоплательщика проистекает из чувства причастности гражданина к государственным делам.
И эта проблема возникла не вчера, а очень и очень давно.
Сейчас Вы будете удивлены, а многие засмеются. Во всем виновато монгольское иго!
Постараюсь пояснить. До вторжения монголов русские княжества развивались по полисному европейскому типу, в них было все то, что присутствовало в здоровых (догендерных и прочего мракобесия) европейских традициях: народовластие, выборность должностей, система налогообложения.
Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти.
На смену Золотой Орде пришло Московское царство (возвышение которого связано с тем, что Иван Калита получил право собирать дань со всех земель русских), затем революция с ее продразверсткой и коллективизацией, потом советские времена, где практически не было частной собственности. С начала XIII века русский народ просто не имеет возможности осознать, что налоги — это естественное следствие общественной кооперации и сожительства на одной территории в рамках единого государства.
И вот приходит клиент с полным отсутствием налогового сознания и возмущается, мало того, что его заставляют платить налоги, он еще должен купить за свои деньги программы и гаджеты чтобы это мероприятие осуществлять.
Стало ли легче? Как дела обстоят по истечении нескольких месяцев.
Апогей «сумасшедшего дома» пришелся на январь-февраль месяц – люди массово закупали 1С, рутокены и КриптоПро.
Кричали, возмущались и закупали! Это все из оперы – ежики плакали кололись, но продолжали есть кактус)
Прошло уже больше, чем полгода и возмущенных клиентов становится все меньше.
Я думаю, многие прошли пять стадий неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие неизбежного) А ещё, многие предприниматели купив все необходимо для сдачи отчетов в ФНС, осилив информацию как установить и как пользоваться всем этим, по-настоящему поняли все преимущества электронного документооборота и стали делиться своими впечатлениями с окружающими.
Сейчас звонки в компанию НАСКА проходят более «лайтово», люди реально звонят с четкой целью проконсультироваться или сразу приобрести ПО. Единственное с чем по сегодняшний день остаются проблемы – это с обращениями на линию консультации (1С ИТС). Многие клиенты глубоко убеждены, что заплатив в месяц около 3000 рублей в их распоряжении 24 часа в сутки будет команда из программистов, системных администраторов, айти-специалистов и бухгалтеров. Согласитесь это логично не платить 70-100 тысяч в месяц айтишнику, а за 3000 рублей требовать с нас комплексное обслуживание в рамках 1С:ИТС. Но об этом подробно мы поговорим в следующем материале.