Видеонабюдение из Поднебесной — мифы и реальность

Миф – это вымысел, рассказ, в основе которого лежит недостоверная информация. Мифы часто рождаются в результате недобросовестной рекламы, призванной повысить продажи рекламируемого продукта. Реальность – это действительное положение дел, которое чаще всего узнаешь после покупки и тестирования товара.

После того, как мы дали определение мифу и реальности, можно обсудить в этом контексте рынок видеонаблюдения в Донецке. Вначале осветим некоторые события, которые уже стали историей.

Китайское оборудование: системы видеонаблюдения, включающие в себя камеры видеонаблюдения, видеорегистраторы, усилители сигнала и т.д., появилось на рынке Донецка давно. При этом китайское оборудование пришло на рынок Донецка не первым. Когда китайское оборудование пришло на рынок видеонаблюдения в Донецке, то вакуума не было, рынок был уже достаточно заполненным и состоял из многих производителей различных стран мира. Рынок видеонаблюдения Донецка сегодня определяется рынком видеонаблюдения России. В свою очередь интерес к российскому рынку был очевиден для ведущих мировых производителей и занять определенный сегмент на рынке старался каждый. Поэтому, решив прийти на российский рынок оборудования CCTV, китайскому производителю необходимо было иметь какие-то безусловные преимущества перед своими прямыми конкурентами, которые уже к тому времени успели обзавестись хорошими отзывами о своей продукции и приобрести армию поклонников. Кроме безусловных преимуществ, необходим был нужный момент. И подходящий момент настал.

Историю китайского видеонаблюдения на российском рынке условно разделить на следующие этапы, то это выглядело бы следующим образом:

1 этап: Зарождение рынка.

Безусловно, пришлось это событие на середину 90-х годов. Заняться бизнесом может каждый желающий, у которого есть финансовый капитал и «крыша», которой необходимо периодически платить деньги за то, чтобы бизнес оставался в целости и невредимости. Шальные годы, но и возможности велики, так как рынок является «непаханым полем». Первые домофоны, первые камеры видеонаблюдения и первые видеомагнитофоны поступали на российский рынок и продавались по баснословным ценам. В цены закладывались и риски и оплата «крыши» и то, что товар был редкостным, как и все на тот момент. Налаживается канал поставки, ассортимент растет, растут продажи, а, следовательно, растут и компании.

2 этап: Активный рост рынка.

Этот этап необходимо разбить на два временных промежутка. Первый – это 2000-2005. Этот исторический промежуток те, кто связан с видеонаблюденим запомнит как период появления цифровых систем видеонаблюдения. Первые видеорегистраторы и первые платы видеозахвата появились на российском рынке видеонаблюдения в 2000-ых. Второй – это 2005-2008 года. Старт IP видеонаблюдения. Именно на втором этапе происходит укрупнение многих компаний, которые взяли старт еще в лихие 90-е, вследствие чего появляются системные дилерские сети.

3 этап: Кризис.

Все помнят 2008 год. Рынок видеонаблюдения (и не только) кишит разнообразными предложениями, которые в значительной мере превышают потребительский спрос.

4-й этап: Наши дни.

Ассортимент оборудования CCTV огромен. Игроков на рынке видеонаблюдения очень много. На рынке видеонаблюдения можно найти продукцию различных финансовых сегментов, т.е. от самой бюджетной модели, до самой изощренной.

Зачем мы описали все эти периоды развития российского рынка видеонаблюдения? Для того чтобы стало понятнее в какой именно период на сцене появился китайский производитель и что этому способствовало.

Итак. На первом этапе о китайском оборудовании CCTV никто и не слышал. Этот этап целиком и полностью принадлежал японцам. О качестве японского оборудования тех времен до сих пор складывают легенды (в самом лучшем смысле слова). К концу первого периода на рынке оборудования CCTV начинают появляться корейцы, которые смогли попасть на него за счет хорошего качества, но более меньшей цены. Дешевая рабочая сила сделала свое дело, и корейцам удалось откусить значительную долю пирога под названием «российский рынок видеонаблюдения».

Второй этап – это этап, когда каждый хоть немного столкнувшийся с видеонаблюдением человек, мог назвать список самых популярных брендов оборудования CCTV. В этом списке оказываются парочка японских и европейских брендов. Эти бренды характеризуются как очень качественные и очень дорогостоящие. Покупку и инсталляцию такого видеонаблюдения могли позволить себе только солидные компании. Корейское оборудование считалось «второсортным», хотя прослеживалась тенденция повышения качества корейского оборудования, что не могло не радовать потребителя. Именно в начале второго периода начинают делать робкие шаги китайские производители. Первое оборудование CCTV прибывшее из Поднебесной было настолько убогим и сырым, что его никто не воспринял всерьез, не привлекла даже очень демократичная цена. Но такой выход на рынок привлек свои взоры к Китаю, как к стране с очень низкооплачиваемой рабочей силой, вследствие чего в страну хлынул иностранные инвестиции, а Китай стал плацдармом, где разворачивали свои производства многие мировые компании.
И вот, на сказанной вводной информации, которая немного дала нам представление о попадании китайского оборудования, пора перейти к мифам и реальностям, о которых было заявлено в названии статьи.

Миф или реальность мнение: «Ведущие мировые бренды перенесли свои производства в Китай».

Это не миф. Действительно, многие мировые бренды перенесли производство продукции CCTV в Китай, как уже было сказано ранее из-за дешевой рабочей силы, которая позволяла сделать конечную цену продукта меньше, тем самым быть более аппетитными среди конкурентов. Для некоторых наверняка покажется интересной информация о том, что первыми свое производство в Китай перенесли корейские фирмы, которые и так имели фору за счет более дешевой собственной рабочей силы. А вот европейцы и японцы, осознавая огромный разрыв в цене между камерами видеонаблюдения, имеющими примерно одинаковые характеристики, но сделанными в разных странах, недолго думая, последовали примеру корейских конкурентов. Цифры, которые приводят эксперты, говорят о том, что около половины всей выпускаемой продукции CCTV, производится именно в Китае.

Миф или реальность мнение: «Все китайское видеонаблюдение обладает низким качеством».

Это миф. Все зависит от того, как построен процесс контроля качества, по каким технологиям он осуществляется, кто курирует производство и т.д. Производители брендов, с мировым именем, перенесшие свое производство CCTV в Китай, организовывают его по единым, ранее установленным стандартам. Не стоит думать, что известные бренды, когда организовывали свое производство оборудования CCTV в Китае, недорого арендовали небольшой подвальчик, наняли десяток китайских дворников и дали им по паяльнику в руки со словами: «Ты должен сделать камеру видеонаблюдения или видеорегистратор». Когда организовывалось производство в Китае, то закупалось дорогостоящее оборудование, предназначенное для организации рабочего процесса, завозилось высококачественное сырье, параллельно с этим выстраивалась многоступенчатая система контроля качества продукции, рабочие кадры проходили подготовку, обучались, сдавали экзамены и т.д. Кроме того, не всегда весь производственный процесс переносится в Китай. Иногда комплектующие (корпуса, платы) для камер видеонаблюдения производятся в одной стране (например, Японии), как правило, на разных узкоспециализированных заводах, а непосредственная сборка из этих комплектующих производится в Китае.

Теперь немного о брендах, которые родились в Китае и производятся в нем же. Это отдельная тема разговора. В Китае сегодня появились несколько брендов, которые смогли очиститься от дурной славы первых попыток выхода китайского оборудования, и завоевали свою группу поклонников, которые выбирают данного производителя. Ничего сверхъестественного они не производят, но удовлетворяют среднестатистические запросы по очень выгодной цене.

Есть и такие производители китайского оборудования, которых Производителями назвать язык не поворачивается: подвальное помещение, семейный подряд, никакого контроля качества, другими словами – народная самодеятельность.

Миф или реальность мнение: «Бренды, которые родились и работают в Китае, ничего своего не предлагают, а только лишь копируют оборудование знаменитых брендов».

Сложно ответить на этот вопрос, так как есть фирмы, которые занимаются исключительно плагиатом, а есть и фирмы-локомотивы, которые стараются первыми удивить чем-то приятным своего потребителя. Вообще, вопрос с плагиатом сам по себе не совсем корректный. Надо отметить, что плагиат в сфере CCTV – явление достаточно распространенное. И валить все шишки на китайцев по данному вопросу не стоит. Так же необходимо разграничивать понятия плагиат (копирование, заимствование каких либо технологий) и подделку. Плагиат в данной отрасли – это хорошо, а подделка – это плохо. Если фирма-производитель переняла опыт у своих конкурентов, т.е. сделала что-то подобное, из качественного сырья, при этом предоставив на свою продукцию гарантию, то на потребителе никак негативно это не отразится. А вот если фирма-производитель заявляет, что она использовала технологии известных брендов при производстве своей продукции, при этом делает это непрофессионально, экономя на всем чем только можно, то это называется подделкой, от которой пользователь не придет в восторг, а наоборот останется в полном разочаровании.

Миф или реальность мнение: «Все китайское — дешевое».

В данном вопросе опять дать однозначного ответа нельзя. Первое, что приходит на ум — поговорка: «Качественного и дешевого в одном флаконе не бывает». В этом вопросе опять-таки необходимо напомнить, что «китайское» «китайскому» рознь. Там, где используются высокоточные технологии, имеется контроль качества, применяется только качественное сырье, даже при условии дешевой рабочей силы – продукция дешевой не может быть. Если экономия происходит на всех уровнях производства, то цена продукции будет такой же, как и качество этой продукции.

Что касается китайских компаний, которые родились в Китае и работают в нем, при этом стараются позиционировать себя как надежного производителя, то их сервис может многих удивить, так как он полностью направлен на удовлетворение всех пожеланий и ожиданий заказчика. К этому сервису необходимо отнести:

  • 24-часовая сервисная поддержка;
  • по желанию заказчика в продукцию могут вноситься некоторые изменения (убираться или добавляться определенный функционал);
  • предоставление ремкомплектов без затяжных разбирательств в вопросе, кто виновен в поломке;
  • и т.д.

Мифы, реальность и будущее. Китайская продукция, в том числе видеонаблюдение, становится узнаваемой в мире и с учетом сохранения низкой стоимости обретает массу лояльных клиентов. В ближайшем будущем мы увидим новую ступень развития китайского видеонаблюдения, которое будет находиться на первых ролях по объемам продаж и развитию новых технологий.

Компания НАСКА реализует в Донецке камеры видеонаблюдения следующих китайских брендов: RVi (Dahua); LTV, HiWatch (Hikvision). Наша компания работает с этими торговыми марками уже не один год и знает, что это оборудование полностью соответствует ожиданиям заказчиков. Все проданное оборудование установлено и функционирует без сбоев и проблем, а поэтому мы с полной уверенностью можем сказать, что среди китайских брендов есть достойные игроки на рынке видеонаблюдения в Донецке.