Сегодня будет пост с длинной подводкой к основной теме так как мысли, которые привели меня к его написанию, родились не за один год. Информация будет интересна тем, кто хочет с ИТ-сферой связать свою трудовою деятельность.
На современном этапе развития промышленной разработки программного обеспечения можно лицезреть множество производственных ролей. Их количество увеличивается, классификация усложняется с каждым годом, и, безусловно, усложняются процессы подбора специалистов и работы с кадровым потенциалом.
Я уже давно работаю в IT, поэтому могу с 100% уверенностью заявить, что информационные технологии – это сфера высококвалифицированных трудовых ресурсов и постоянного кадрового дефицита.
Знаете, к какому выводу привела меня работа в этой сфере? Процесс выращивания ИТ кадров, необходимость планомерной работы с кадровым потенциалом может быть значительно эффективнее регулярного изучения резюме соискателей в интернете и даже хэдхантинга. Но не будем забегать вперед, начнем все по порядку.
ИТ-производство для непосвященных
Несмотря на то, что компания НАСКА имеет в своем штате web-программистов, львиная доля персонала все-таки специалисты 1С, которые всегда держались в ИТ сфере обособленно. На разных ИТ площадках даже как-то предвзято относятся к 1Сникам, называют их «чужие» или «белая ворона».
Программное обеспечение 1С действительно очень специфично и организация работы ИТ компании, специализирующейся на 1С, сильно отличается от остальных компаний, которые занимаются промышленной разработкой программного обеспечения.
Приходил я в ИТ-компанию, успев поработать в банковской сфере и сфере безопасности, которые не были связаны с IT вообще. Как так получилось, что я кардинально поменял специфику деятельности, напишу отдельный пост?
Для меня тема производственных ролей в ИТ-сфере стала актуальна и интересна с момента моего прихода в ИТ-компанию. Так как в 1С я был на уровне пользователя, мной были потрачены уйма времени и нервной энергии на то, чтобы разобраться в производственном процессе работы ИТ компании. Кроме того, я жадно изучал все программные продукты 1С, записался на всевозможные курсы, получал сертификаты 1С. И если у меня были пробелы знаний в области организации работы ИТ компании, то мой опыт работы в банке и на крупном предприятии был бесценен – я знал как организовываются бизнес-процессы на многих производственных предприятиях, которые как раз ИТ компании обслуживают, как работает документооборот на этих предприятиях, какие проблемы могут возникнуть в бухгалтерии и как их решать.
Эти затраты превысили мои ожидания. У меня было понимание, что процессы сложны и непривычны, так как, в целом, человек более адаптирован к материальному миру, чем к виртуальному. Процесс дообучения и адаптации занял у меня, наверное, год, что для меня просто космическая величина. Кстати, я постоянно дообучаюсь и сейчас. Мне очень нравится одно мудрое высказывание:
Богатые — каждую минуту своей жизни учатся и растут. Бедные — считают, что знают достаточно.
Через год я инициировал в компании внутренний проект внедрения системы менеджмента качества и стал его руководителем. О самом проекте тоже напишу отдельный пост. Проект завершился успешно и результатом успеха стала сертификация СМК по ISO 9001 Bureau Veritas. В итоге у меня сложилось чёткое представление о ключевых ролях в производстве 1С.
Помимо программиста 1С, ключевую роль в производстве играет аналитик 1С. По данной роли – именно роли, а не профессии, постоянно возникают разночтения, каждый понимает ее по-своему и данные разночтения начинаются с этапа приема на работу данного специалиста, которого можно принять (переманить) в готовом виде или обучить.
Жизненный цикл ПО как основа производственных ролей
Если почитать мировых экспертов в области создания ПО или собственников ИТ компаний с мировым именем, то они в унисон говорят, что все производственные роли в любой ИТ-компании имеют в качестве источника жизненный цикл программного обеспечения.
Поскольку профессиональная деятельность ИТ-компании, работающей с платформой 1С связана напрямую с ее деятельностью у клиентов, то и производственные роли распределены по этапам жизненного цикла 1С у клиентов. Стартует каждый цикл 1С в каждой компании с этапа внедрения 1С, который всегда и везде начинается с бизнес-моделирования и формирования требований, а завершается сопровождением/развитием – консультированием пользователей и доработками программного обеспечения на основе «хотелок» пользователей.
Сделаю отступление – исторический экскурс в конец прошлого века (как известно, это был период «островковой автоматизации»). Раньше всем процессом создания ПО занимался программист-разработчик. Отсюда и растут ноги мифа о том, что каждый айтишник – это программист.
С усложнением производственных процессов, появлением интегрированных платформ и переходом к комплексной автоматизации предметных областей, с реинжинирингом бизнес-процессов становится неизбежным появление специализированных ролей, привязанных к этапам жизненного цикла. Вот так появляются аналитик 1С, тестировщик и инженер техподдержки 1С (консультант).
Аналитик 1С – три в одном
Аналитика 1С могут называть многими именами. Часто можно встретить такое название как методолог 1С, но суть от этого не меняется. Аналитик 1С помогает «подружиться» бизнес-задачам и технологиям их реализации.
Описание постановки задачи для разработчика – так можно охарактеризовать основную функцию абстрактного аналитика 1С. Аналитик 1С является связующим звеном между клиентом и разработчиком в процессах формирования требований, анализа и проектирования программного обеспечения. В реальных производственных условиях перечень функций аналитика определяется способом организации производства, квалификацией специалиста, спецификой моделируемой предметной области.
Часть аналитиков 1С находится ближе к клиенту.
Это бизнес-аналитики. Они глубоко понимают бизнес-процессы предметной области и сами являются экспертами автоматизируемых процессов. Очень круто, когда такие специалисты есть в штате предприятия клиента, особенно при автоматизации методологически сложных предметных областей. В этом случае такие специалисты выступают не только экспертами, но и руководителями проекта со стороны клиента. Бизнес-аналитики – это высококвалифицированные сотрудники с хорошим финансово-экономическим образованием и опытом работы в финансовых органах, желательно в роли ведущих специалистов. Крайне важен опыт работы не в ИТ-сфере, а именно в предметной области.
Другая часть аналитиков более приближена к разработчикам. Это системные аналитики. Их основная задача — выявление, систематизация и анализ требований клиента на предмет возможности их удовлетворения, подготовка технических заданий и описание постановок задачи. Они разбираются не только в бизнес-процессах, но и в ИТ технологиях, хорошо представляют возможности поставляемого клиенту программного обеспечения, обладают навыками проектирования и, соответственно, понимают, как лучше донести разработчику интересы клиента. Эти сотрудники, как правило, имеют образование в сфере ИТ и у них инженерно-технический склад ума.
Еще одна разновидность аналитиков – технические писатели. Они занимаются документированием в рамках процессов разработки программного обеспечения, готовят руководства пользователя и администратора, технологические инструкции и т.д. Их основная задача – суметь донести до пользователей информацию о работе программы 1С, описать технически сложные вещи понятно и доступно. Технические писатели, зачастую имеют техническое образование и аналитический склад ума. Для таких специалистов наибольшее значение имеют навыки составления понятных, грамотных, подробных технических текстов в соответствии со стандартами, а также знания и владение инструментами документирования.
Таким образом, мы видим одну и ту же роль (и, кстати, должность в штатном расписании) – аналитик 1С, но в разных ее конкретно-прикладных воплощениях.
Поиск специалистов для каждого из видов аналитиков 1С имеет свои особенности. Важно знать, что эти разновидности аналитиков должны обладать зачастую несовместимыми в одном человеке навыками и знаниями. Один – гуманитарий, склонный к аналитической работе с большими объемами текстовых документов, с развитой речью и коммуникабельностью, другой – «технарь» с инженерным мышлением и интересами в сфере ИТ.
Ищем готового или растим?
Было бы здорово, если бы можно было пойти на ярмарку соискателей и набрать себе в штат программистов 1С, аналитиков 1С и других специалистов необходимого уровня. К сожалению, такой ярмарки не существует именно в данной сфере.
Тем не менее, если говорить о своей компании, то некоторые кадры мы все-таки умудряемся найти на рынке труда, а некоторые растим внутри компании.
Для бизнес-аналитиков очень важен опыт работы внутри реальных процессов предметной области, поэтому их подбор «со стороны» более эффективен, нежели выращивание внутри компании. Отмечу, что с большим трудом, проводя регулярный поиск и собеседования, мне удается отыскать толковых бизнес-аналитиков в Донецке.
Для закрытия такой вакансии, как системный аналитик 1С, напротив, процесс подготовки кадров внутри компании имеет стратегически важное значение. Этих специалистов найти на рынке труда в Донецке невозможно, и я Вам скажу больше, в РФ ситуация такая же. Эти специалисты должны сформироваться в условиях действующей производственной среды и специфики конкретной организации. Системные аналитики 1С развиваются из бизнес-аналитиков 1С, технических писателей 1С и инженеров техподдержки.
Пересечение, объединение и эволюция производственных ролей
Хотелось бы затронуть один непростой с точки зрения реализации в производственном процессе вопрос – установление четких границ между ролями.
Казалось бы: закончилось внедрение программного продукта 1С, подписали документы о его вводе в промышленную эксплуатацию и передали все в техподдержку. Однако, как показывает мой опыт, зачастую возникают ситуации, когда клиент, по привычке находясь в тесном контакте с бизнес-аналитиком 1С ассоциирует его с «палочкой-выручалочкой», в результате чего продолжает активно общаться с ним. Вроде система уже внедрена, и формально идет этап сопровождения, а имеем вот такую коллизию. Тут клиента можно понять. Он привык уже к общению с конкретным специалистом, настроился с ним на одну волну, да и кто же лучше и быстрее, чем аналитик, который вместе с ним ставил задачу, ответит на вопросы по работе с системой 1С. И вот встает вопрос о частичном дублировании ролей инженера техподдержки и аналитика 1С. Безусловно, со временем все становится на свои места, рано или поздно клиент привыкает общаться со службой техподдержки, но в самом начале эксплуатации такой «внутренний переход» не всегда получается выполнить без нервов с обеих сторон.
Помимо пересечения часто наблюдается объединение производственных ролей. Например, бизнес-аналитик 1С и технический писатель 1С могут существовать в одном лице. Наличие архитектора ПО обязательно в крупной промышленной разработке, в то время как совсем небольшие проекты могут обойтись без этой роли: там функции архитектора выполняют разработчики (программисты 1С).
Обучать нельзя помиловать – поставьте правильно запятую 🙂
Я неоднократно писал, что из-за кадрового голода приходится растить персонал внутри компании. И если его все равно нужно обучать, вкладывать в него знания, для меня перспективным является работа с выпускниками ВУЗов.
Но и тут есть свои проблемы. Проблема работы с ВУЗами при выстраивании непрерывного процесса подготовки ИТ-специалистов состоит примерно наполовину в отсутствии у ВУЗов понимания того, кто есть кто внутри ИТ-компании. Они имеют об этом очень поверхностное представление. Зачастую, у ВУЗов есть несколько специальностей со словом «информатика» в названиях. И вроде на кафедре несколько групп студентов, в дипломе у которых будет написано разное, а по сути, все специальности об одном и том же. И это выглядит так же, как если опираться на распространенный миф о том, что все айтишники – программисты.
Результатом этой проблемы является необходимость продолжительного дообучения студентов/выпускников и данный факт является буквально дилеммой с особым мнением как работодателя, так и соискателей на рабочие вакансии – ведь выпускники ВУЗов уверены, что они готовые специалисты и могут приносить реальный результат труда.
Как многие знают, процесс обучения в ИТ сфере является оплачиваемым со стороны обучающихся, нигде нельзя найти бесплатные уроки обучения программированию или компьютерному дизайну. И дилемма заключается в том, как в процессе работы исключить противоречащее здравому смыслу явление, когда работодатель вынужден оплачивать обучение специалисту, еще не приносящему реальную пользу предприятию.
Данная дилемма не имеет универсального решения и индивидуальна для каждого случая, каждое предприятие решает её по-своему. В отношении производства 1С, единственным возможным решением превращения человека из выпускника в специалиста является получение практического опыта еще на этапе обучения.
В настоящее время моя компания начала сотрудничество с одним из ВУЗов в Донецке по комплексной работе адаптации квалификации выпускников под текущие требования. И возможно приведет к изменению программы обучения. От этого выиграют все – студены получат востребованные знания, моя компания расширит список кадрового резерва, ВУЗ актуализирует программы и научную практику.
Опыт моего сегодняшнего тесного сотрудничества с ВУЗами ДНР говорит о том, что при изменении программы, привлечении российского опыта в этом вопросе, необходимо работать по двум флангам:
- С кафедрой, например, «бизнес-аналитика», где можно растить кадры для отдела методологии и техподдержки;
- С кафедрой, например, «программная инженерия», где воспитываются будущие разработчики.
Подробнее о сотрудничестве с ВУЗами, о результатах дообучения студентов расскажу в следующих постах.