После новогодних праздников, с которыми поздравляю всех читателей, решил поднять вопрос офисных интриг. На эту тему меня натолкнул мой хороший знакомый, который во время вечернего «чаепития» пожаловался мне, как его за#бали все подчиненные, которые вместо того, чтобы работать ходят и жалуются друг на друга. А так как количество подчиненных несколько сотен человек, то его беспокойство, как я понимаю, вполне обоснованно.
На самой заре моей работы в НАСКА я сталкивался с такой же проблемой. Одни приходили жаловались, что кто-то не так глянул, вторые, после рабочих совещаний, понимали свои задачи как им вздумается и пытались переложить функции на других, третьи думали, что сплетни и интриги станут залогом и обеспечением карьерного роста. В общем – классика жанра. В каждой ситуации приходилось разбираться, тратить свое время и нервы, так как нередко разбор полетов сопровождался криками и истериками.
Разбираясь в корне вопроса, я пришел к выводу, что сплетни и интриги в коллективе наиболее опасны, когда компания находится на стадии роста. В успешном бизнесе часто меняется структура, возникают новые должности, функции и проследить за реализацией каждой операции в один момент для руководителя становится физически невозможно.
Есть, конечно, несколько путей решения этого вопроса, одни руководители решают, что управлять сплетнями и интригами является наиболее правильным путем. Для этого они вербуют из каждого весомого структурного подразделения осведомителей и начинают «шпионские игрища». Такой путь имеет право на жизнь, но необходимо понимать, что карьера в таких организациях лишь малой частью зависит от профессиональных навыков.
Второй путь решения выбрал я – автоматизировал и формализовал все коммуникации с помощью 1С Битрикс24. Теперь вместо того, чтобы жаловаться на других, человек должен прежде всего зафиксировать результаты своего труда. Система логирует каждое действие сотрудника и если в бизнес-процессе возникает трудность, то легко выявить причину и исправить это. Все задачи письменно фиксируются, приобретают конкретных исполнителей и временные рамки, и все начинают РАБОТАТЬ!
Еще в 2012 году компания Битрикс выпустила ролик об одном из своих продуктов. Ролик актуален до сих пор и, наверное, будет актуален еще очень долго.
Посмотрите внимательно на этот скрин из ролика.
Примерно так выглядят компании с неформализованными коммуникациями. Часть персонала не понимает, что им делать, а вторая часть даже не задумывается о том, что, приходя в компанию надо показывать результат своего труда.
Ключевым тезисом отсутствия формализации является неполное понимание руководителем происходящего вокруг него, и руководитель опирается на тех людей, которые ближе к его ушам. Как я выше писал, такая обстановка может создаться и самим руководителем сознательно, если у него такой стиль управления.
«Наушничество» превратилось в целую область знаний и в интернете можно найти море статей с таким названием: «Как правильно пожаловаться на коллегу». Людей учат, как поэтапно присесть на уши руководителю, параллельно обесценив труд коллег. И вот если сотрудник компании понимает, что самый реальный путь карьеры – припасть на уши руководителю, то он вместо того, чтобы повышать свою квалификацию и приносить результат труда, будет читать такие статьи и пытаться многократно подкатывать к руководителю под разными предлогами.
Возвращаясь к началу статьи, я со своим товарищем пришел к выводу, что у него в бизнесе начало происходить именно то, что я написал, и предложил ему внедрить 1С Битрикс24. Многие могут подумать, что я рекламирую новую услугу моей компании, но на самом деле наш разговор с моим знакомым только заставил меня об этом задуматься. Пока неизвестно будет ли спрос, или дальше в предприятиях будет действовать правило: «Кто первый пожаловался, тот и прав».