Было это давно-давно, аж в далеком 2015 году. Обратился к нам клиент с целью автоматизировать «***» не будем даже называть специфики бизнеса, так как конфиденциальность клиента для меня превыше всего. Так вот, автоматизация была в стиле «бегом-бегом, нужно было еще вчера». Все делалось настолько в ускоренном темпе, что наши специалисты приезжали на объект даже ночью.
В начале проекта 1С с нашей стороны была озвучена ориентировочная сумма, сколько будет стоит «спустить корабль на воду», но так как времени у заказчика не было на то, чтобы прописать подробную стратегию, технические задания с дальнейшей оценкой всех работ, то договорились, что заказчик будет производить оплату по факту выполненных работ, но по предоплате. Как это – сейчас расскажу. Заказчик заводит на наш расчетный счет определенную сумму, с нашей стороны в бой идут аналитики, подключают программистов, они осуществляют ряд мероприятий, за которые мы отчитываемся актами выполненных работ. Далее, заказчик закидывает еще определенную сумму и так далее.
Здорово, всем все понятно, я, понимая необходимость быстро запуститься, так как по телевидению уже была анонсирована дата открытия, бросаю все ресурсы. Колбасим и днем, и ночью.
Где-то в середине проекта по внедрению 1С начинает сбиваться график платежей со стороны клиента. Происходит это по причине того, что работы выполняются быстрее, чем клиент успевает отчитываться перед инвестором за потраченные суммы и утверждать следующие транши, а так как инвестор находится в России, то сложность заключается еще и в заводе средств на территорию Республики. Ладно, не важно, клиент вроде солидный, и хотя у нас есть золотое правило не работать без предоплаты мы входим в положение и доверяем слову клиента о том, что в конце с нами рассчитаются. На последних секундах, как показывают в фильмах, когда секундомер отчитывает 3, 2, 1, нам все-таки удается запустить систему. В день открытия «***» я вытащил к клиенту многих стратегически важных специалистов чтобы они были на поле боя и сразу же решали возникшие проблемы, которые так или иначе могли появляться.
Все круто, здорово, нам это удалось. Приходит день поговорить об оплате. Приезжаю к клиенту, а он мне и говорит: «Я тут подумал, мне кажется, что ваша контора выставила слишком большой счет, сто пудово прикрутили часы, поэтому я решил вызвать эксперта, который развеет или подтвердит мои сомнения».
Окей, спрятав досаду и негодование от того, что ты кинул все силы, вложился по максимуму и даже больше, нарушил свои принципы не работать без предоплаты, пошел на встречу клиенту, а он тебе такое заявляет…я согласился. А выхода то другого нет. Единственное условие с моей стороны заключалось в том, чтобы мне дали ознакомиться с заключением эксперта.
Тут сейчас начнется самое интересное.
Дело в том, что пока мои ребята запускали «***» и дневали и ночевали на объекте у заказчика, то успели передружиться со всем коллективом заказчика. Таким образом, к нам пришла информация кто выступит в роли эксперта, кого же пригласили оценить наш труд. А теперь обещанная вишенка на торте – экспертом была приглашена барышня, которая работала до войны в компании самого ярого нашего конкурента (кстати конкурент этот уехал в Киев и в Донецке больше не работает), с которым мы и в лучшие времена не переносили друг друга, а тут такой подкат… представилась возможность -засадить по самые, ну Вы понимаете.
Нужно сказать откровенно, несмотря на то, что я был уверен в том, что ничего «такого» эксперт не найдет, чтобы скомпрометировало меня, зная, насколько этот эксперт «хорошо» ко мне относится, короче я начинал злиться от этой ситуации.
Следует отметить, что если бы в качестве эксперта был бы приглашен другой кандидат, который меня и в лицо не знал никогда, то сама ситуация кардинально не изменилась и вот почему. У эксперта очень шаткая позиция.
Очевидно, что клиент зовет «эксперта» для того, чтобы получить вполне конкретный ответ «ваши подрядчики г##но, все сделали ху#во». И с этой экспертизой клиент потом идет к подрядчику и требует от него либо возврат денег, если предоплата уже была осуществлена, либо как в нашем случае тычет бумажками перед носом, как аргументом не платить ему за выполненную работу. «А если эксперт посмотрит, и сделает вывод, что все круто?» — спросите Вы. Тогда получается, что клиент ээээ ну как бы сказать помягче … му#ак»?
Во-первых, с 100% вероятностью клиент ему не заплатит за такую «шикарную» экспертизу)
Во-вторых, уровень эксперта и его труда, то бишь экспертизы в глазах клиента сразу упадет. Получается, что ничего не получается.
Делаем назревший вывод: эксперт — заложник своих выводов. Ты как бы независимый эксперт, и обязан честно сказать, как обстоят дела. Должен честно сказать, что поставщик услуги некомпетентный негодяй и хапуга. В расход его! А другого честного ответа у тебя как у честного эксперта быть не может 🙂
Другой вопрос у меня — а как эксперт оценивает проект? Чтобы оценить «как шёл проект», нужно быть не консультантом 1С, не программистом 1С и даже не аналитиком 1С. Нужно быть опытным РП 1С (руководителем проекта), причем с опытом именно в этой сфере. Чтобы знать как ДОЛЖЕН идти такой проект, какие этапы должны быть, какие проблемы возникают и со стороны исполнителя, и со стороны заказчика. И поднимая каждую соломинку и заглядывая под нее, попытаться собрать всю картину воедино того, что происходило за последние несколько месяцев.
Как это можно охватить одному человеку?
Ну допустим, можно посмотреть на базу 1С и оценить порядок в структуре данных или его отсутствие.
Но как разделить… какая солома принадлежит подрядчику, а какая была нагорожена после ухода подрядчика с проекта? Что сделал подрядчик, а что внесено пользователями после сдачи работ. Если клиент уже работает в системе, и уже несколько недель или даже месяцев ее пользует, где гарантия, что база не превратилась в сеновал после ухода подрядчика?
Погнали дальше. Вопросы к настройкам? А если с клиентом такие настройки согласованы. И именно таких настроек клиент хотел, а теперь говорит, что нет, он не хотел.
А как понять ход проекта? Нужно поднять всю переписку, протоколы встреч, электронные письма, все документы, которые друг другу высылались. Изучить все это в хронологии. А как в нашем случае, когда практически ничего не документировалось и делалось все с колес под улюлюкание клиента: «Давай-давай, быстрей-быстрей. Писать будете потом свои писюльки, а сейчас запустите мне систему».
Колоссальный труд, и как правило, игра в одни ворота. Если ко мне когда-нибудь обратиться с просьбой выделить опытного специалиста для проведения подобной экспертизы, и предложат большое вознаграждение, знаете, я, пожалуй, откажусь. Я в такие игры не играю. Я не люблю быть в заложниках и делаю все, чтобы не попадать в подобные ситуации.
Но вернемся к нашей экспертизе, и ситуации, которая сделала меня заложником не по моей воле.
Я получаю на руки результат экспертизы.
И что я вижу, эксперт «взял меня с поличным», основной претензией отклонения от «нормы» ведения проекта он заявил отсутствие документирования кода доработки – су#а! кода доработки!!!!!!
В этом моменте я смог для себя сделать несколько выводов:
Первый вывод — естественно, на эмоциях, я ощутил гордость за своих ребят, которые в условиях тотального форс-мажора смогли сделать практически чудо таким образом реализовав проект, что даже заведомо негативно настроенный против нас «эксперт» не смог написать по факту ничего негативного.
Второй вывод – я еще раз убедился, что работать без предоплаты – это путь в заложники.
Третий вывод – даже отказ от документирования кода клиентом и другие «ускорения» в ходе проекта необходимо документировать и подписывать с двух сторон.
Четвертый вывод – ранее я сказал, что отказался бы осуществить подобную экспертизу, кто бы меня об этом не просил, НО! Были времена, до войны, когда в Донецке были фирмы конкуренты в моей отрасли и моя компания иногда подключалась на этапе, когда еще не всё потеряно. Речь идет о ситуациях, когда проект уже где-то на середине, но назревают недовольства. Клиент и подрядчик работают, и не могут понять друг друга. Ситуация наподобие — клиент все рассказал, подрядчик написал что-то накшталт технического задания, но не совсем. Клиент не понимает, как это прочитать, не понимает, понял ли его подрядчик, и что он собирается сделать. Нет плана, нет требований, все на гране истерики.
Если стороны способны были сесть и договариваться, мы готовы были им в этом помочь. Выступить в виде арбитра, но не для того, чтобы обвинить какую-то из сторон, а найти компромиссы и подключиться, выслушать обе стороны, и помочь подрядчику структурировать знания о клиенте, и свою работу, а клиенту — понять подрядчика. Вот в этом заключалась наше посредничество. Все 3 стороны в выигрыше. Чистая работа, у которой нет «козлов отпущения». Но это было до войны, когда у нас были конкуренты, сейчас моя компания является «последним бастионом» перед диким фрилансом, но об этом я напишу отдельно)))
PS Для тех кому интересно, чем же закончилась вся эта история. Клиент со мной рассчитался в полном объеме, так что проект засчитан в карму))