Что дешевле: переделать систему 1С или сделать заново?

Глава первая – починка на большой скорости

Компания НАСКА осуществляет свою деятельность на рынке 1С уже очень давно. И за все это время было съеден ни один пуд соли. Было все и разное. Дело в том, что деятельность нашей компании относится к сфере услуг, а это одна из самых сложных категорий бизнеса. Для того чтобы оставаться на плаву необходимо постоянно мониторить изменения законодательства, повышать квалификацию IT специалистов, находить общий язык с заказчиками. Кстати, последнее – это порой самое сложное в нашей работе. В большинстве случаев все заказчики хотят минимизировать расходы при этом получить максимум, т.е. супер-пупер систему 1С. Встречаются самые разные порой даже курьезные случаи. Об одном мы Вам сегодня поведаем.

Давайте с самого начала, обращается к нам какая-либо компания, фирма, предприятие из нашего любимого города Донецка, иногда из Луганска и просит помочь с 1С. В большинстве случаев, когда мы начинаем выяснять в чем же конкретно требуется помощь в 1С, то выясняется, что у клиента уже есть какая-то система, и даже 1С. Он в ней работает не один год, страдает при этом и мучается, в общем она его не устраивает. Много лет назад устраивала, но много воды убежало с тех пор, все поменялось и теперь работать в такой 1С невыносимо. Все работает не так как хотелось бы, многих сегментов нужного функционала нет вообще, зато есть множество «допилов», оставленных десятками программистов 1С-никами, которые когда-то были в штате или привлекались по фрилансу. Пользователи этой чудо-системы 1С работают кому как в голову приходит, и даже не подозревают, что своей неграмотной работой в системе делают последнюю дырку в корабле, который скоро пойдет ко дну. В справочниках раскардаж, себестоимость – мифическая величина, не подлежащая расчету, свойства-характеристики не используются, в номенклатуре дубли, контрагенты, помеченные как «не использовать», используются, резервы не снимаются…

И когда наступает точка кипения – обращаются в нашу компанию.

Как мы уже говорили, в большинстве случаев заказчик хочет сэкономить, и эта экономия порой носит нерациональный характер. Большинство собственников бизнеса, управляющих, считают, что «доделать» или «переделать» что-то проще и дешевле, чем сделать с нуля. Но на самом деле это утопия.

Специалисты нашей компании (руководители проекта, архитекторы 1С, аналитики 1С) всегда делают все возможное чтобы найти оптимальный путь решения задачи – сократить свои трудозатраты, бюджет клиента и наши общие риски. Но как показывает практика, оптимальный путь — это «выбросить всё и сделать заново»!

Когда мы озвучиваем свое виденье вопроса, клиент возмущается – ну зачем же так все радикально? Выбрасывать – жалко! Давайте посчитаем вариант проекта, когда специалисты Вашей компании постепенно приведут в порядок систему 1С, в которой мы работаем, понемногу, отдельными блоками.

Мы идем на встречу и считаем, оказывается, как минимум не дешевле, а зачастую и дороже.

«Как же так? Почему? Я же прошу только отремонтировать машину и немного сделать ей тюнинг» — недоумевает заказчик.

Ну раз такое сравнение имеет место быть, давайте тогда проиграем его до эпической развязки.

Допустим Ваша система 1С – это машина, которая нуждается в ремонте и тюнинге. Но Вы не пригоняете ее на СТО на несколько дней, а ставите условие, что машина, загруженная пассажирами и товаром, несется на скорости 120 км час по трассе Донецк-Ростов или куда там еще. От нас требуется снимать по одной детали с машины таким образом, чтобы все пассажиры были целы конечно же с грузом и багажом и скорость машины не уменьшалась. Пока машина продолжает свой маршрут, наши специалисты снятую деталь чинят, перебирают, иногда меняют на новую, ставят обратно, берут следующую деталь… Напомним, что все это происходит без остановки автомобиля.

Интересная задача, не так ли? С настоящей машиной никому не придет в голову такой эксперимент, а с учетной системой 1С — вполне.

Как правило, в ходе долгих дебатов, разъяснений нам все же удается найти определенный компромисс, который устраивает обе стороны – и заказчика и нас как исполнителей.

Глава вторая – перестройка и достройка

Давайте рассмотрим еще одну ситуацию, которая встречается не реже той, что была описана выше.

Мы переживали эту ситуацию сто раз и когда она происходит снова и снова мы уже не реагируем так болезненно, а делаем ставки, когда клиент вернется с просьбой о помощи. Ну это был небольшой спойлер теперь к сути.

Обращается к нам заказчик с «чистым листом», то есть у него на данный момент учетной системы нет. Вроде бы — это идеальная ситуация для нас и для клиента, когда можно все с нуля сделать как нужно. Специалистами нашей компании проводится мониторинг текущей ситуации у клиента, определяются все пользователи будущей системы, и т.д. и т.п., другими словами, определяем масштабы будущего проекта исходя из потребностей заказчика и как итог делаем предложение на построение цельной системы оперативного и управленческого учета.

Клиент смотрит на наше предложение и говорит: «что-то цены у Вас конские (хотя цена на услуги 1С в Донецке в два раза ниже, чем в среднем по России), тут особо ничего сложно нет требуется, я пойду сам все сделаю. На крайний случай сделаю основную работу, а что не получится – позову Вас доделать некоторые нюансы.

Вместо идеальной ситуации «взяли чистую площадку, согласовали генплан и проект и построили современное здание», клиент сначала своими силами (силами привлеченного или штатного 1Сника) строит панельную пятиэтажку, заселяет в нее жильцов, а потом приходит к нам и говорит, Вы знаете ту немного нужно доделать, а именно необходимо надстроить еще 15 этажей. Но не просто надстроить, а перебрать все коммуникации, поменять лифты и фундамент под зданием (старый-новый фундамент уже от пяти этажей трещит по швам, а еще 15 этажей он точно не выдержит), но самое главное необходимо все это сделать так, чтобы не пострадали жильцы, которых уже заселили в пятиэтажку. А вообще в идеале, чтобы жильцы не почувствовали дискомфорта или вообще не заметили, как вокруг будут работать подъемные краны и много другой строительной техники.

И знаете, что в этой ситуации самое парадоксальное? Клиент ожидает, что раз 5 этажей уже построено, теперь пристроить остальное 15 или 20 «без выселения жильцов» будет дешевле, чем построить башню в 20 этажей.

Если вы представили себе всю эту стройку и сейчас хихикаете, не смейтесь. Мы с Вами общаемся о серьезных вещах. Если бы Вы работали в сфере 1С, то со временем привыкли бы и даже не удивлялись. С 1Сом такое постоянно происходит – кто 1С внедрял, тот в цирке не смеется.

Что делать? Клиент просит помощи, поэтому мы опять садимся за стол переговоров и снова рассказываем, показываем, объясняем и пытаемся обосновать. И ищем решения, наименее болезненные в сложившейся ситуации, наиболее полезные для клиента, с адекватным бюджетом (понимая, что на «пятиэтажку» деньги уже потрачены).

Поэтому перед тем, как решиться на большой проект 1С необходимо быть готовым к финансовым затратам. Компания НАСКА старается держать цену на 1С в Донецке настолько демократичную (повторимся, что цена за час программирования 1С в Донецке в два раза ниже среднестатистической цены на 1С программирование в России). Перед тем как решить сэкономить, подумайте о последствиях. Если нет нужной суммы на внедрение цельной системы оперативного и управленческого учета в данное время – можно прийти в наше компанию, сесть вместе посчитать, раскинуть сумму на поэтапное внедрение. Если вообще нет денег и не предвидится, обратите свое внимание на типовые продукты, которые разработаны специалистами 1Сниками нашей компании, цена на которые настолько приемлема, что приобрести себе 1С Бухгалтерия для ДНР и Зарплата 1С для ДНР может каждый желающий. Совсем скоро в продаже появится типовой продукт 1С Управление торговым предприятием для ДНР. Если Вас интересует нечто большее, например ERP (в этом году у нас в Донецке стартовал такой проект в одной очень крупной и уважаемой компании), но Вы не можете позволить стать обладателями такой системы из-за нехватки финансов – можно обойтись максимально базовыми программными продуктами, не переделывая и не перекраивая их под сложившиеся производственные процессы на Вашем предприятии, а перестроить производственные процессы подстроить их под программный продукт, если это возможно. Такой вариант обойдется Вам в разы дешевле.

В любом случае, какой бы путь Вы не выбрали, двери нашей компании всегда открыты.