О наболевшем. Кадровый голод в последнее время практически каждый день на повестке дня. Моя компания не единственная, которая его ощущает. Пообщался на эту тему со знакомыми, которые работают в госструктурах, с представителями коммерческих организаций, обсуждал даже эту тему с партнерами из РФ и Казахстана, поэтому скопилось много информации и мыслей по этому поводу. Постараюсь их структурировать и не просто озвучить проблему, но рассказать, как с этой проблемой справляюсь я.
Вопрос дефицита работников различных специальностей в Донецкой Народной Республике неоднократно поднимался на всех уровнях. К обсуждению этой проблемы и поиску путей ее решения привлекались министерства и ведомства, образовательные учреждения, общественные движения и т.д.
Проблема с кадрами возникла в результате оттока специалистов в РФ, Украину, Беларусь и другое ближнее зарубежье. Первая волна оттока была в 2014 году, когда многие напуганные началом боевых действий покинули Донецк в поисках более спокойной жизни. И тут могу поделиться своими личными наблюдениями. Живу я в непосредственной близости от линии разграничения (3.8 км от аэропорта), поэтому в реалии видел, как соседи экстренно паковали вещи и уезжали кто куда. По истечении 6-ти лет я наблюдал, как некоторые возвращались, затем опять уезжали, штурмуя все новые и новые города других государств. Были и такие, кто так и не вернулся, дома их стоят с заколоченными окнами, а на участках уже вырос лес. Искренне рад тем, кто, побывав на чужбине вернулся в Донецк, нашел работу и старается привыкнуть к новым реалиям.
Таких, как я, кто не уезжал из Донецка, и пережил боевые действия в полном объеме – мало. Возможно, ситуация в других районах, которые были в тылу – иная. Но, думаю, спорить никто не будет с тем фактом, что основной кадровый голод связан с оттоком специалистов за границу в результате событий 2014 года.
Одновременно с вышесказанным, замечу – интенсивность боевых действий, после подписания Минских соглашений, сейчас сведена к минимуму, обстановка в Донецке более ли менее стабилизировалась. Так почему же продолжается кадровый голод, а в некоторых сферах даже усугубляется?
Ответ очевиден – неудовлетворенность уровнем заработных плат. А сколько нужно платить, чтобы квалифицированные кадры оставались в Донецке, возвращались в Донецк?
Допустим, столько же сколько платят в России. А конкретнее? Мерить будем по московским зарплатам или по зарплатам Воронежа и Саратова? А давайте померяем по зарплатам города-красавца Санкт-Петербурга. Просто я недавно там был по вопросам бизнеса и до сих пор нахожусь под впечатлением, насколько дорого жить в таком мегаполисе. Самый яркий пример для меня — это стоимость общественного транспорта. Если в Донецке стоимость билета на трамвай составляет 6 рублей, а до недавнего времени вообще 3 рубля, то в Санкт-Петербурге за разовый проезд в трамвае придется заплатить 55 рублей. Проехаться в метро стоит 60 рублей. Я думаю, не стоит рассказывать о стоимости аренды жилья или его покупке в Питере, да и всём остальном. К чему я веду. Да, лукавить не буду, многие зарплаты в Донецке стоит пересмотреть, но их уровень должен представлять собой некий баланс, учитывающий: стоимость жилья, услуги ЖКХ, уровень цен на продукты и одежду конкретно в нашем регионе, стоимость образования и многое другое. И если найти эту квинтэссенцию, думаю кадровый голод будет сокращен.
Будет ли искаться этот баланс в Республике? Я уверен, что да. Сегодня во многих СМИ Республики поднимается вопрос кадрового голода. Вот что пишут в нескольких популярных изданиях:
И как видно из этих статей, проблема не только обозначена в бюджетной сфере, но и делаются попытки решения этой сложной задачи!
Теперь напишу, как дело обстоит в бизнесе. Здесь я буду оперировать исключительно своим личным опытом.
Компания НАСКА имеет два основных направления деятельности.
Первое – услуги программирования 1С, второе – проектные поставки оборудования.
Начну со второго направления, так как с первым – все очень сложно, оставлю на финал.
Проектные поставки оборудования – это комплекс мероприятий, который подразумевает под собой вовлечение специалистов различного уровня. Вот перечень специалистов, задействованных в процессе: менеджеры по продажам, менеджер ВЭД, инженер ИТ, брокер, бухгалтер, архитектор слаботочных систем (проектировщик), сметчик, монтажники, водитель. Несмотря на то, что у меня все вакансии на данный момент заняты по данному направлению, из перечисленного списка хочу выделить две профессии, которые в Донецке на вес золота: инженер (техник) и архитектор слаботочных систем (проектировщик). Эти две специальности были очень востребованы и до событий 2014-го года, а сейчас далеко не каждое предприятие может позволить себе содержание специалиста высокого уровня, да и в Донецке именно высококвалифицированных специалистов не сыскать днем с огнем. Именно поэтому многие вынуждены выносить эти работы на аутсорсинг.
Вкратце расскажу, что это за специальности.
Инженер ИТ – человек, который получает от заказчика техническое задание и из огромного количества имеющегося на рынке оборудования выбирает именно то, которое будет соответствовать требованиям заказчика. Необходимо обладать огромным багажом знаний чтобы грамотно подобрать серверное, компьютерное оборудование, а также СКУД и многое другое. Все это оборудование очень дорогостоящее и каждая ошибка может стоить баснословных денег, особенно если речь идет о создании ЦОД или высокоинтеллектуальной системы обеспечения безопасности объекта.
Архитектор слаботочных систем (проектировщик) – эксперт, выполняющий чертежи в специализированных графических программах для инженеров. Так же, как и инженер ИТ, проектировщик по слаботочным системам подбирает необходимое для выполнения технического задания оборудование, но в добавку еще имеет квалификацию для:
• составления календарного плана воплощения проекта;
• осуществления контроля качества, соблюдения сроков проводимой работы;
• руководства монтажными бригадами, работающими на объекте;
• согласования действий подрядчиков.
После окончания работы, он вдобавок составляет все необходимые документы, включая инструкцию по эксплуатации системы для заказчика.
Проще говоря, инженер ИТ нужен, когда клиента интересует только приобретение высокоинтеллектуального оборудования, а проектировщик – когда необходимо это оборудование еще и инсталлировать, и сделать это грамотно!
Теперь немного о направлении услуг программирования 1С.
Какие специалисты работают в этой сфере: 1С-программисты, 1С-аналитики, 1С-консультанты, 1С-системные инженеры, 1С-телемаркетологи, 1С-руководители проекта и вспомогательные профессии, например, системные администраторы.
Все специалисты по перечисленным вакансиям в моей компании загружены, поэтому постоянно идет добор и имеется кадровый голод. Дело в том, что компания НАСКА присутствует не только в Донецке, а и в РФ и Казахстане. Если спрос на услуги внедрения программных продуктов 1С в Республике невелик, то в Казахстане и в РФ у нас загрузка более чем на 120%. Самое удивительное – общался с руководителями московских, ростовских и питерских «франчиков 1С» и они в один голос утверждают, что ситуация идентичная.
Происходит это, как мне видится, по нескольким причинам:
1. Бизнес в России укрупняется, вследствие чего ведение учета в Excel становится невозможным и потребность в профессиональных учетных системах соответственно возрастает прямо пропорционально росту бизнеса.
2. Несколько лет назад бизнес активно начал переходить с нативных приложений на web-ориентированные системы. Преимущества web здесь описывать не буду, но 1С, как и многие другие производители ПО, активно включились в процесс. Апогеем процесса стала пандемия коронавируса, когда web-ориентированные технологии стали чуть ли не основным фактором сохранности бизнеса. В результате этого огромное количество предприятий стало обновлять свои системы с помощью труда 1С-ников.
3. Одновременно с этими фактами количество профильных специалистов на рынке ИТ и так было дефицитным. Вспомните, еще 10 лет назад самый большой конкурс в ВУЗах на поступление был на такие специальности как «финансы», «международная экономика», «юриспруденция». На АСУ (автоматизированная система управления), КИТа (компьютерные информационные технологии) никто идти не хотел. Не модно было. И отрезвление пришло, когда на рынке занятости предложение банковских работников и экономистов в разы стало превышать спрос, а о заработных платах программистов начали складывать легенды!
Как же находить выход из этой сложившейся ситуации? Я пробовал заниматься хэдхантингом (охота за головами). Кто не в курсе – это мероприятие, направленное на поиск и переманивание высококвалифицированных специалистов с других предприятий. Затея эта не увенчалась успехом. Приходилось повышать ставки (платить гораздо выше среднерыночного). Я постоянно находился «на нервах», с мыслью, что, если удалось перекупить такого специалиста, значит он неблагонадежный и кто-то другой может его перекупить в любую минуту. Кроме того, как показывает мой опыт, у таких специалистов «отрастает большая корона», очень сильно мешающая выстраиванию диалога как с клиентом, так и создающая неприятную атмосферу в коллективе.
В поиске выхода из сложившейся ситуации, было принято решение – «выращивать» нужного специалиста. Долго, не 100%-ное срабатывание, так как не всегда трудозатраты на посев стоят урожая. Тем не менее, чтобы не сидеть впроголодь, надо сеять, культивировать, окучивать, удобрять и выращивать специалистов. Решил брать студентов после окончания ВУЗа (профильного ИТ образования) и постепенно взращивать кадры. На сегодняшний день я сотрудничаю с Донецким Национальным Техническим Университетом. Некоторые студенты этого ВУЗа могут сразу после студенческой скамьи прийти в компанию НАСКА и начать трудовую деятельность. Параллельно происходит процесс изучения ассортимента программных продуктов 1С и их особенностей.
Работая в компании, новобранцы учат с помощью наставника конфигурации 1С и получают сертификаты 1С. Самые способные, по истечению определенного времени, становятся консультантами 1С, а затем аналитиками. На этом карьерный рост не заканчивается. Грамотный и коммуникабельный аналитик 1С может перерасти в руководителя проектов 1С (РП).
За последний год у нас было два случая, когда, находясь на должности консультанта 1С ребята осваивали программирование и были переведены в соответствующий отдел – отдел программирования 1С.
Если говорить о статистике, то примерно 30% студентов «приживаются» в стенах компании НАСКА. Куда же деваются остальные? 70% — это не проросшие семена. Из моих личных наблюдений не приживаются два типа студентов-выпускников.
Первый тип я бы охарактеризовал так – «а я сяду и сижу, и сижу, потом пойду покурю, затем чайку попью, а вот и день прошел – вот и ладушки». В профессиональных бизнес кругах таких работников называют – офисный планктон.
Второй тип – это студенты-выпускники, у которых очень сильно завышена самооценка. Люди уверены, что той базы, которую им дали в институте хватит как минимум, чтобы занять руководящую должность и сразу, с порога института получать шестизначный оклад. Сразу вспоминается мультик «Вовка в тридевятом царстве» ?.
Амбиций много – знаний минимум. Объяснять таким работникам, что может в институте они и писали контрольные на пять с плюсом, но им не хватает знаний в области деятельности моей компании, не хватает опыта общения с крупными зарубежными клиентами, есть пробелы в области организации бизнес-процессов – у меня времени нет! Поэтому с ними сразу прощаемся.
Давайте теперь вернемся к началу материала и немного коснёмся уровня окладов, которые могут удержать в Донецке ИТ специалистов. Здесь стоит сказать, что эта область не поддается общей тенденции. Влияет не только кадровый голод, а и специфика работы, ведь ИТ-шнику, зачастую, для работы нужен только ноутбук, и он может работать из любого города или деревни с проведенным Интернетом на компанию в любой точке мира. Многие в Донецке так и делают. Стоимость услуг, которые могут быть оказаны посредством Интернета, не привязывается к конкретному региону, а формируется из среднерыночных мировых.
Именно поэтому зарплата специалиста 1С в Донецке и, например, Краснодаре всегда будет сопоставима. В этом предложении ключевое слово – СПЕЦИАЛИСТ, человек, который достиг мастерства в своей области. Так вот специалистов в Донецке практически не осталось, и моя компания начала их подготовку.
Мой небольшой вклад в развитие востребованных и высокооплачиваемых специальностей в Донецке при желании можно тиражировать на Республиканский уровень и буквально за несколько лет мы можем существенно повысить долю людей с зарплатами, сопоставимыми с российским уровнем. Для этого необходимо переквалифицировать преподавателей и расширить образовательные программы ИТ специальностей.
Напоследок. Попалась под руку инфографика в тему. К сожалению, по Республике я такой информации не нашел, а вот по РФ она имеется, и я рад ею поделиться:
Данная инфографика создана на основе предоставленных данных Министерства науки и высшего образования РФ.
Именно эта инфографика реально отображает положение дел на рынке труда. Там, где затык, где не хватает специалистов – выделяются бюджетные места.
И меня очень воодушевляет, что на втором месте находится «Информатика и вычислительная техника».
Воодушевляет факт того, что проблема выявлена и для ее решения выделили бюджетные места для взращивания молодого поколения специалистов!
И еще хотел дать ссылку на интереснейшую статью, в которой содержится масса инфографики на остро стоящие темы. Статья основана на РФ показателях, но у нас же Республика движется в этом направлении, поэтому считаю этот материал актуальным и для нас: https://corp.mail.ru/ru/press/releases/10487/
В этой статье Вы найдете:
• топ-10 перспективных профессий по мнению школьников и их родителей;
• перечень самых перспективных ИТ профессий;
• цифры уровня заработной платы, отражающие ожидания школьников и студентов в начале карьерного роста;
• топ-3 причин смены места работы;
• интересные цифры опроса: «Будет ли нынешний студент использовать в работе вузовские знания?».
Буду всегда рад обсудить более подробно данную тему с единомышленниками!