С самого начала 2022 года в отрасли информационных технологий происходят структурные сдвиги. Первым, что хочется сделать это купить пачку попкорна и понаблюдать за колоссальными изменениями на рынке, а наблюдать есть за чем. Как говорят китайцы: «не дай бог тебе жить в эпоху перемен», но раз уж так получилось, что мы живем и находимся в самой гуще событий, то простым наблюдателем быть не получается. Необходимо осознавать ответственность и принимать решения, которые позволят компании развиваться в новых условиях. Звучит вроде как лозунг, но за этой фразой кроются вполне конкретные действия, которые мне необходимо было провести, начиная с начала года.
Итак, на Россию наложили санкции многие ведущие производители объявили зимой, что покидают российский рынок. Объявили и сделали – заморозили продажи оборудования и использование технологий. Списки вендоров, примкнувших к тренду оголтелой западной политики, находятся в открытом доступе и озвучивать их здесь не имеет смысла. Но не все знают, что за собой влекут озвученные намерения западных вендоров. Давайте разберем подробнее.
Запрет на продажу техники
«Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение; при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову; при 100% он попирает ногами все человеческие законы; при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.»
Томас Джозеф Даннинг
В конце зимы на определенный период из свободной продажи пропало большое количество товара под марками западных брендов. Я процитировал известное выражение Даннинга, которое приписывают К. Марксу, ставшее аксиомой мировой модели бизнеса. Техника вроде пропала, но осталась на рынке с существенным увеличением стоимости. Некоторые продуктовые линейки электроники уже начинают появляться в продаже по новым ценам. Ради прибыли мировые производители готовы наплевать на все свои же принципы и обещания не продавать технику в РФ.
Не верите? Вот вам «картина маслом». Зайдем на официальный сайт крупнейшей американской компании Hewlett-Packard в России и посмотрим продается ли техника…. Компания же заявила, что останавливает работу в РФ… И что мы видим – техника оборудование презентуется потенциальным российским покупателям и презентуется с вполне конкретными ценами, и даже с предложением купить в кредит.
Самое интересное проясняется, когда захожу посмотреть цену этой же модели МФУ, например, в Англии, оказывается она продается и там, но уже по другой цене в 819 долларов США
Пересчитывая цену в рубли по официальному курсу ЦБР на 02.05.2022 года 71,0237 рубля за 1 доллар я получаю цену той же самой модели МФУ в 58168 рублей. Хьюлит сделал дополнительную наценку для российских покупателей в 250%!!!! Не российские продавцы, не импортеры (дистрибьюторы) оборудования, а вендор дополнительно к своему заработку, который он имеет в США, добавил 250%. Это именно та сумма прибыли ради которой НР, да и другие западные компании готовы забыть обо всех принципах и своих возможных проблемах.
Из этого следует вывод, что на самом то деле техника покупателям предлагается, но с охренительной наценкой и готовность покупать по таким ценам у многих моих корпоративных покупателей исчезает. Люди начинают рассматривать разнообразные варианты кроме «проверенных» решений и выводят свой поиск за привычные рамки, выясняя, что же может им предложить российский рынок сегодня в принципе. Как только такой поиск начинается, сразу же выплывает вторая проблема — выбор техники скудный и практически безальтернативный.
Логистический коллапс
Желание вендоров дополнительно заработать на российском рынке, возникло в том числе благодаря огромному дефициту техники, возникшему еще в прошлом году в период пика пандемии коронавируса. Нарушение работы заводов, производящих процессоры, привело к уже известному полупроводниковому кризису и снижению объемов производства всей без исключения компьютерной техники.
«Масла в огонь» подлили морские перевозчики, в частности компания Маёрск, которая отказалась разгружать грузы в российских портах и грузы компьютерной техники отправились на разгрузку в Европу, что повлекло за собой значительные последствия. В этом моменте стоит сделать небольшое уточнение и пояснить, что товаропотоки компьютерной техники в России образуют три типа компаний:
1. Вендоры (производители) имеют на территории РФ свои представительства и эти представительства имеют свои склады. Склады, в силу понятных причин монобрендовые и организуются не только из-за необходимости наличия ассортимента товара, а и обеспечения гарантийной замены, особенно соблюдения SLA корпоративных решений.
2. Дистрибьюторы – классические каналы поставки, обеспечивают наибольший товаропоток за счет поставки ходовых моделей товара различных брендов. Частично ассортимент компьютерной техники у дистрибьюторов пересекается и вместе с этим практически каждый из них имеет в своем портфеле уникальные предложения.
3. Серые каналы поставки – о них я напишу далее.
Так вот, весь товар, который вендоры везли в РФ на склады своих «дочек» поехал в Европу вместо РФ и благополучно избавил Европейских дилеров от коронавирусного дефицита. Спрос и предложение уравновесились и товар из Европы по суше уже в РФ не поехал. Склады вендоров в РФ обмельчали и их пополнение в ближайшее время предвидится лишь по заказам товара с охрененными наценками, о которых я писал выше.
Российские дистрибьюторы лишились классического канала морской поставки и сейчас безуспешно штурмуют кабинеты РЖД, которая, как известно, загружена практически на 100% и в настоящее время ведет работы по расширению пропускной способности. Помимо этого, существует еще проблема разноколейности и необходимости перегрузки товара, что в целом ставит существенное увеличение использования РЖД для поставок техники в разряд фантастических явлений. Для прямых поставок из Китая остается лишь автомобильный транспорт и перестройка логистических схем использования грузового потока. Схема не быстрая, но реальная. В любом случае, перестроение логистических схем сопряжено с проблемами страхования груза и займет определенное время, по ожиданиям в районе 6-7 месяцев, так что перестроение поставок ожидается к сентябрю 2022 года.
Перестроение логистических схем не решает дилеммы импортеров техники, состоящей в абсолютно «шкурном» поведении ведущих вендоров, или как их называют «класс А» которые своими адскими наценками рубят на корню официальные поставки и необходимостью сохранения ассортимента товаров. Одни дистрибьюторы уйдут (вернутся, привет 90-е) в серые схемы поставки товаров через транзитные страны, но основная группа меняет ассортимент на тех партнеров, которые готовы работать в РФ или актуализируют муки импортозамещения.
Импортозамещение импортом
Все вышенаписанное в данном материале является долгой подводкой к причине, которая побудила меня написать данный материал. Моя российская компания в рамках партнерской программы с китайским производителем широкого спектра электроники Hiper начала получать демонстрационные образцы мониторов. Кстати, для моих клиентов мониторы уже доступны, и они могут подать заявку на получение в пользование демонстрационного образца на определенное время. Чуть позже будут доступны моноблоки и неттопы.
Пока одни выёживаются, другие видят возможность для расширения. Одна из компаний, которая с началом ультимативной политики мировых брендов увидела для себя серьезную перспективу развития – Hiper. Как и многие другие компании, разделяющие политику и бизнес, Hiper активно ведет маркетинговую политику и презентует свой товар в качестве дешевой альтернативы традиционным решениям. При этом не стесняется давать демонстрационные образцы из промышленных партий, что говорит об уверенности в уровне качества товара. Компаний, подобных Hiper на самом деле много и вскоре мы будем наблюдать существенное изменение ассортиментной политики, которое вполне возможно заставит померкнуть текущих лидеров рынка и зажечь новые звёзды. Мы уже наблюдали подобные процессы с Nokia и Ericsson, Xerox и Lexmark, Sharp и многими другими ранее именитыми брендами, на смену которым пришли Huawei Meizu и другие ранее никому не известные бренды.
Вместе с этим наблюдается очень интересная и местами трагикомичная история с российским импортозамещением электроники. Чего только стоит нашумевшая история с российскими процессорами Эльбрус, которые вроде бы как позиционировались как импортонезависимые но вдруг выяснилось что вставший в позу тайваньский TSMC прекратил производство «полностью российского» изделия. Другой казусный случай – прекратившее вдруг работу приложение Сбера с картами МИР где вдруг выяснилось что разработанное Сбером приложение на самом деле является просто оболочкой для ядра системы гугла….. В общем последние события внесли много ясности и в прямом смысле слова сошедший в марте снег с российских земель обнажил немало интересного.
Есть и позитивные моменты импортозамещения. Российские производители кооперируются с китайскими и выводят на рынок немало интересной продукции, включая серверное оборудование и многофункциональные устройства. В одном из следующих материалов освещу подробнее.
Параллельный импорт
Очень интересный процесс, начатый Мишустиным с начала апреля сего года. Наименование не знакомым с темой попахивает парапсихологией и напоминает параллельные миры 🙂 Ранее я уже передавал привет процессам из девяностых годов, так вот многоуважаемый Михаил Владимирович решил не создавать предпосылок для возвращения контрабандистов, а сделать легальными каналы поставок без учета безмерно выросших интересов озверевших вендоров.
Цель этого механизма — удовлетворить спрос на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности. До сих пор их нельзя было продать на территории нашей страны без разрешения правообладателя
Михаил Владимирович Мишустин
Целей сего мероприятия, как мне видится, две. Помимо прямой цели организации поставок запрещаемого к ввозу на территорию РФ оборудования, будет возникать искусственная конкуренция между товарами завозимыми официально и по серым схемам из третьих стран. В среднесрочной перспективе разрешение параллельного импорта уберет излишнюю маржу, которую сейчас закладывают на нашем рынке производители и поставит их перед выбором возврата к стандартной схеме работы в РФ или действительно полного ухода с рынка и потере значительной части дохода.
В настоящее время уже понятно какой перечень товаров Правительство решит оснастить «индульгенцией». Движение в этом направлении ведет минпромторг России, который опубликовал «первый релиз» перечня 22 апреля своим приказом №1532. В ближайшее время параллельный импорт создаст весомый рычаг ценообразования. Уже известно, что разрешение параллельного импорта существенно перекроит поставки процессоров (процессоры Intel и AMD включены в списки). Процессоры прекрасно транспортируются авиаперевозками и снятие ограничений на ввоз данных изделий обязательно приведет к снижению дефицита за счет оперативной поставки из третьих стран.
Решение в РФ об организации параллельного импорта не стало новеллой. Данный механизм давно и прекрасно используется США и Евросоюзом, так что возможные возражения и жалобы в ВТО обретут зеркальные обоснованные претензии со стороны РФ.
Отдельной темой идут эксклюзивные решения, например телекоммуникационное оборудование, которые не только реализуются под прямым надзором вендора, но и производятся под конкретные заказы. В данном случае запуск параллельного импорта не разрешит ситуацию, а преодоление запретов на ввоз уникального оборудования станет для корпоративного сегмента еще одной головоломкой, которую придется разбирать. Впрочем, ситуация не нова, уже по Крыму проходили.
Сервис, о котором можно забыть.
Наложение проблем дефицита высокотехнологичной продукции, вызванного коронавирусом, с санкционной политикой США и Евросоюза серьезно перекраивает схемы работы российских игроков рынка. Сейчас наблюдается тотальный дефицит техники, преодоление которого ожидается в течение трех – четырех месяцев.
В текущей сложной ситуации видятся разнообразные пути решения, которые существенно изменят расклад сил в будущем рынке. При любом варианте разрешения политической ситуации ясно, что ведущие западные компании существенную часть российского рынка потеряли и уже не вернут в прежнем объеме. Давление новых игроков, ранее не присутствовавших на рынках компьютерной техники и периферийных устройств заставит многих лидеров пересмотреть принципы ценообразования и адаптироваться или уйти с рынков. В связи с этим будет происходить существенное изменение ассортимента товарных позиций и в ближайшее время покупатели будут знакомиться с новыми брендами, о которых раньше никогда не слышали.
Рассчитывать на спад цен в текущих условиях вряд ли стоит, но дальнейший рост нивелируется за счет предпринимаемых правительством мер. Именно ценовой критерий будет в большей степени определять конкурентоспособность определенной продукции и уровни сервисного обслуживания всё чаще будут отступать на второй план. В условиях постоянной ротации брендов фундаментальные основы корпоративных принципов обслуживания, а именно, наличие маневренного фонда и отказоустойчивость систем нивелируются, а долгосрочные планы корпоративных закупок определенных линеек продукции становятся просто мифами. Единственным критерием сервиса остается гарантийное обслуживание, наличие которого в связи с грядущим ростом серых каналов параллельного импорта тоже необходимо тщательно проверять.
Стоит также упомянуть и о системном программном обеспечении, наличие возможности скачивания которого исчезло из многих сайтов мировых брендов для русскоязычной зоны. В большинстве случаев наличие VPN будет решать эти проблемы, но в определенных сегментах, например в коммутационном или серверном оборудовании у пользователей могут возникнуть проблемы.
В целом имеющиеся обстоятельства можно сравнить с «волшебным пендалем», который буквально выбросил российские предприятия из домашнего уюта комфортных, но дорогостоящих западных технологий на тропу поиска новых решений. Какой путь будет выбран, думаю в скором времени мы все вместе узнаем.